Информационно-аналитический журнал    Воскресенье, 16 Ноябрь 2025 г.
Прокат:  285.86  +0.09% up   Сталь:  136.63   0% const
20 Окт. 2025
Стальной рынок: 14 - 20 октября
Прошедшая неделя была отмечена растущими опасениями по поводу переизбытка предложения на товарных рынках и остающейся геополитической неопределенностью.

Сентябрьская статистика Ассоциации производителей чугуна и стали Китая (CISA) показала, что к концу месяца сталелитейное производство упало до самого низкого уровня с начала года. По мнению британского издания Kallanish, это связано с политикой ограничения производства, проводимой в некоторых провинциях с целью защиты окружающей среды. По нашим данным – с продолжающимся спадом китайского строительства.

Национальное бюро статистики КНР сообщило, что число закладок новых жилых домов в августе 2025 г. вновь заметно снизилось - на 20% в годовом исчислении (до 551 млн м2). Отмечается, что это 58%-ный спад по сравнению со средним уровнем данного показателя за последние 5 лет.

Продолжение снижения спроса на строительный металлопрокат, естественно, отражается на китайской металлургии.

Среднесуточный выпуск стали в КНР в последние десять дней сентября упал на 8,9%, а по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – на 6,2%. Общий среднесуточный объем производства составил около 1,89 млн тонн. Производство чугуна также сократилось: на 4,9% по сравнению с серединой сентября и на 1,8% в годовом исчислении, составив около 1,82 млн тонн в сутки за отчетный период. Производство готового проката показало снижение на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Запасы стальной продукции у членов CISA в конце сентября сократились на 4,1% по сравнению с предыдущим десятидневным периодом, достигнув 14,67 млн тонн. Однако, в годовом исчислении, запасы выросли на 2,7%.

Хотя внутреннее сталелитейное производство в Китае в конце сентября продемонстрировало снижение до годового минимума, внешнеторговая статистика рисует иную картину. Несмотря на растущие протекционистские меры в других странах, экспорт китайской стали в сентябре продемонстрировал уверенный рост, достигнув четырехмесячного максимума. Как сообщает агентство Reuters, поставки стали из Китая в сентябре увеличились на 10% по сравнению с августом, достигнув показателя в 10,47 млн тонн. Дешевая продукция, особенно – стальная арматура, продолжает находить потребителей по всему миру.

По итогам 9 месяцев этого года экспорт стали из Китая установил новый рекорд, достигнув 87,96 млн тонн, что на 9,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот показатель сохраняет годовой объем на историческом максимуме, вновь опровергая прогнозы о возможном снижении экспортных поставок из-за усиливающихся протекционистских мер.

Что касается прошедшей недели, то в самой Поднебесной наблюдалось снижение цен на стальную продукцию. Шанхайские фьючерсы на арматуру потеряли 0,71%, подешевев до $417 за тонну, падение цен контрактов на горячекатаный рулон было более заметным: минус 3,18% до $456.

Отечественный стальной рынок также находился на снижающемся тренде. Сводный индекс цен металлоторговли MetalTorg.Ru потерял 1,8 пункта (-0,23%), опустившись до значения 874,21. Как и неделей ранее, девять из десяти видов стальной продукции, входящих в индекс, были в минусе. Лидером снижения на этот раз оказались водогазопроводные трубы, которые потеряли 0,93%, подешевев до 59 490 рублей. И только арматура снова подорожала – на 0,33% до 50 088 рублей за тонну.

Затяжной кризис на внутреннем рынке наглядно подчеркнула статистика российского автопрома.

Основные поставки стального проката на «АвтоВАЗ» – ж/д отгрузками – в текущем году демонстрируют существенное падение. В сентябре текущего года «АвтоВАЗ» получил 17 тысяч тонн стального проката по сети РЖД. Этот показатель в 1,7 раза выше, чем в предыдущем месяце, однако в годовом исчислении объемы поставок упали вдвое. Общие объемы железнодорожных поставок стального проката на «АвтоВАЗ» за период с января по сентябрь текущего года составили 151,4 тысячи тонн, что в 1,8 раза ниже уровня предыдущих девяти месяцев и в 1,6 раза ниже показателей аналогичного периода прошлого года.

Ситуация с поставками стали на предприятия «Группы ГАЗ» не слишком отличается. В сентябре текущего года «Группа ГАЗ» получила 13,3 тысячи тонн стального проката по сети РЖД. По сравнению с августом, объемы выросли в 1,6 раза, но в годовом исчислении наблюдается падение в 1,5 раза. За период с января по сентябрь объем железнодорожных поставок на «Группу ГАЗ» составил 112 тысяч тонн. Это в 1,7 раза ниже уровня предыдущих девяти месяцев и в 1,9 раза ниже показателей аналогичного периода прошлого года.

Аналогичная тенденция наблюдается и на предприятиях КАМАЗа, где железнодорожные поставки черных металлов за 9 месяцев сократились на четверть. В сентябре текущего года КАМАЗ получил 6,1 тысячи тонн стального проката по сети РЖД. По отношению к предыдущему месяцу объемы выросли в 1,5 раза, но в годовом исчислении упали в 2 раза. За январь-сентябрь объемы железнодорожных поставок на КАМАЗ составили 101 тысячу тонн. Это на 22% ниже уровня предыдущих девяти месяцев и на 25% ниже показателей аналогичного периода прошлого года.

В корпоративном секторе на минувшей неделе наблюдалась активность некоторых крупных игроков. На фоне непростой конъюнктуры рынка и стремления к повышению операционной эффективности российские предприятия черной металлургии приступили к пересмотру своих портфелей активов. Процесс оптимизации включает в себя продажу непрофильных или низкорентабельных подразделений ради концентрации ресурсов на ключевых направлениях и улучшения финансовых показателей. Следуя этой тенденции, Трубная Металлургическая Компания (ТМК) объявила о планах по продаже своей контрольной доли (96,35%) в Челябинском заводе металлоконструкций (ЧЗМК) компании ООО «Таймыр Инжиниринг». Сумма сделки оценивается в 5,2 млрд рублей.

Челябинский завод металлоконструкций является важным производителем металлоконструкций для промышленного и гражданского строительства, а также производит металлические компоненты и трубную продукцию для нефтегазовой отрасли. ТМК приобрела контрольный пакет акций ЧЗМК (96%) у группы «Синара» в 2022 году. Тогда стоимость этой доли оценивалась минимум в 8,5 млрд рублей.

ООО «Таймыр Инжиниринг» находится под управлением Марата Тякина, который также возглавляет ряд логистических и строительных компаний, включая «Таймыр Инвест» и «Нефтегазремстрой». Кроме того, Тякину принадлежит 50% акций компании «Профинтех», специализирующейся на производстве полимерных армированных труб для нефтегазового сектора.

Напомним, что в июле текущего года акционеры ТМК одобрили крупномасштабную реструктуризацию, предполагающую присоединение восьми ключевых дочерних компаний к материнской структуре. В число присоединяемых предприятий входят такие крупные игроки, как Синарский, Северский и Волжский трубные заводы, Таганрогский метзавод, ООО «ТМК Трубопроводные решения», ЧТПЗ, ПНТЗ и «ТД ТМК». Ожидается, что процесс перехода на единую акцию будет полностью завершен к 31 декабря 2025 года.

Российская стальная индустрия стремиться адаптироваться к текущим вызовам, связанным с резким спадом внутреннего спроса. Основной стратегией выживания становится снижение издержек, в том числе путем продажи непрофильных или убыточных активов. А также поиск путей расширения экспортных возможностей. Нам, лично, больше нравится второе – поскольку помогает избегать первого.
Источник: Аналитическая группа MetalTorg.Ru

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции