За прошедшую неделю напряжённость в отношениях между Ираном, США и Израилем значительно ослабла. На товарно-сырьевых рынках наблюдалось оживление, но цены на энергоносители падали. Курс рубля к доллару США оставался относительно стабильным, колеблясь в районе 78,3–78,7 рублей за доллар, однако евро и китайский юань заметно укрепились.
На китайском рынке стальной продукции снова наблюдалась разнонаправленная динамика. Шанхайские срочные
фьючерсы на арматуру потеряли за неделю 0,5%, подешевев до $417 за тонну в то время, как
горячекатаные рулоны прибавили в цене 0,7% до $438. И если в отношении арматуры на прошлой неделе высказывалась идея об увеличении экспортных объемов, что могло бы оказать поддержку ценам, то с тенденциями г/к рулона пока все неясно.
В мае 2025 года внутренний спрос на сталь в Китае резко сократился, упав на 12,3% до 75,6 млн тонн. По данным агентства Platts, участники рынка ожидают дальнейшего падения спроса в июне, связывая это с сезонным снижением активности и продолжающейся слабостью строительного сектора. За период январь-май общее снижение потребления стали в стране составило 3,9% в годовом исчислении.
Слабый внутренний спрос вызвал как падение стального производства, так и снижение майского экспорта китайской стали. Однако его объемы остались на одном из самых высоких показателей за всю историю наблюдений. Аналитики полагают, что это вызвано стремлением опередить эффект потенциального повышения пошлин со стороны США.
Однако мы считаем главным фактором продолжающийся демпинг китайских производителей, который позволяет им преодолевать неблагоприятную конъюнктуру глобального стального рынка. Сейчас китайские стальные цены, включая поставки на экспорт, остаются рекордно низкими по мировым меркам. К примеру, они вдвое ниже, чем текущие цены стального проката внутри США. Поэтому эксперты прогнозируют, что высокий уровень китайского экспорта сохранится и во второй половине 2025 года.
В этой ситуации аналитики выражают обеспокоенность относительно перспектив восстановления внутрикитайского спроса в традиционно сильные месяцы – август и сентябрь. Существует мнение, что сезонный рост может оказаться слабее, чем обычно, создаст дополнительное давление на китайских производителей стали и приведет к дальнейшему снижению цен.
В глобальном масштабе, по данным Всемирной ассоциации производителей стали (WSA), май характеризовался снижением производства на 3,8% по сравнению с маем 2024 года до 158,8 млн тонн стали. Десятка лидеров выглядит следующим образом:
Как видим, только у четырех стран наблюдался рост год к году. Особенно отличилась Индия, которой удалось увеличить выпуск стали почти на 10% до 13,5 млн т. Отметим также, что майская оценка Worldsteel по российскому производству существенно отличается от нашей статистики.
В России
сводный индекс цен металлоторговли MetalTorg.Ru продолжил снижаться, потеряв за неделю 1 пункт (-0,11%), и опустился до 908,41. Четыре из 10 позиций, входящих в индекс, показали рост, остальные – коррекцию цен. Трубы водогазопроводные подорожали больше других – на 0,61% до 61 829 рублей за тонну. Наиболее заметное снижение цены было у уголка (-0,53%) и швеллера (-0,51%), до 59 543 и 67 485 рублей за тонну соответственно.
Май прервал негативную динамику производства стали в России в месячном соотношении, но сохранил спад по готовой стальной продукции. Ниже приведены соответствующие данные Росстата за май и первые пять месяцев 2025 года:
Проецируя текущую ситуацию на будущее, можно упомянуть, что “Северсталь” прогнозирует дальнейшее снижение производства стали в России на 10–15% в среднесрочной перспективе из-за сокращения спроса, особенно в строительстве, где ожидается спад на 14%. Это, по оценке компании, приведет к общему падению спроса на сталь примерно на 10% и сильнее всего ударит по небольшим, менее эффективным металлургическим предприятиям.
Как мы писали ранее, компенсировать сжатие внутреннего спроса российские сталевары пытаются за счет экспорта, что в очередной раз подтвердила статистика ж/д перевозок. За первые пять месяцев 2025 года по сети РЖД на экспорт было отправлено около 10,5 млн тонн металлургической продукции, что на 14% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Основной объем экспорта (7,5 млн тонн) пришелся на морские порты, при этом рост перевалки черных металлов наблюдался во всех ключевых бассейнах страны: Южном (+23,3%), Северо-Западном (+7,8%) и Дальневосточном (+8,4%). Через сухопутные погранпереходы было экспортировано около 3 млн тонн, что на 6,2% больше, чем в тот же период 2024 года.
На фоне общей картины спада в отрасли не может не радовать то, что отечественные производители находят ресурсы для внедрения инновационных решений, направленных на удовлетворение спроса в отдельных сегментах внутреннего рынка.
Так, стало известно, что «Евраз» поставит ОАО РЖД 161 тыс. тонн рельсов для ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» в 2025-2027 гг., полностью обеспечив главные пути магистрали. Компания реализует рельсы ДТ350ВС400 собственной разработки, позволяющие поездам двигаться со скоростью до 400 км/ч. Первая отгрузка запланирована на 3-й квартал 2025 года. «Евраз» также разработал специальные требования к сварке рельсов для обеспечения надежности соединений.
Другая крупная металлургическая компания, ММК, сообщила о рекордных поставках автолиста для АВТОВАЗа в 2024 году – свыше 320 тыс. тонн. ММК поставляет автогиганту около 900 видов металлопродукции и заявляет о готовности наращивать объемы и разрабатывать новые инжиниринговые решения. Если, конечно, будет соответствующий запрос – ведь сам АВТОВАЗ ждет падения продаж в этом году.
В итоге можно отметить, что даже в условиях глобальной конкуренции и санкционного давления у российской черной металлургии сохраняется потенциал для развития и маневра.