Прокат:  328.33  +0.02% up   Сталь:  136.63   0% const
16 Июн. 2025
Стальной рынок: 10 - 16 июня
Обострение военного конфликта между Ираном и Израилем привело к скачку цен на товарно-сырьевых рынках, в первую очередь – на рынке энергоносителей. Нефть марки Brent подорожала за неделю на 11% до $74,6 за баррель. На валютном рынке серьезных изменений не происходило, курс доллара США по отношению к рублю практически не изменился, оставаясь на отметке 79.

Цены на стальную продукцию в Китае оставались почти на том же уровне, что и неделю назад. Небольшой рост показала горячекатаная сталь: фьючерсы на Шанхайской бирже подросли с $432 до $436 за тонну.

Майская статистика показала некоторые изменения в структуре международной торговли китайской сталелитейной продукцией. С одной стороны, избыточные производственные мощности в очередной раз подтолкнули вверх экспортные поставки, а падающий внутренний спрос привел к значительному сокращению импорта.

По данным Reuters, экспорт стальной продукции из Китая в мае достиг семимесячного максимума, составив 10,58 млн тонн. Это на 1,15% больше, чем в апреле, и на 9,87% больше, чем в мае прошлого года. Уже третий месяц подряд китайский экспорт стали превышает 10 млн тонн. Аналитики связывают такой рост с опасениями введения новых пошлин и поставками «на опережение». За первые пять месяцев этого года экспорт стали из Китая достиг рекордных 48,47 млн тонн, что на 8,9% выше, чем за аналогичный период годом ранее. В то же время импорт стали в Китай сократился: в мае – на 24,5% (до 481 тыс. тонн), а за первые пять месяцев – на 16,1% (до 2,55 млн тонн) по сравнению с прошлым годом.

На внутреннем рынке металлурги Китая также сталкиваются с возрастающим давлением со стороны потребителей. К уже традиционно проблеме спроса строителей добавилось автомобилестроение. Эта отрасль является одним из основных потребителей плоского стального проката— в прошлом году его производство для автопрома КНР достигло 40 млн тонн.

Китайская ассоциация производителей чугуна и стали (CISA) недавно предупредила, что растущая ценовая война в секторе электромобилей начала оказывать значительное давление на металлургов, что усугубляет их финансовые проблемы. Автопроизводители требуют от металлургических предприятий снизить цены на стальные рулоны, используемые в производстве автомобилей, более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Кроме того, они задерживают платежи на несколько месяцев, что дополнительно снижает маржу отрасли и нарушает стабильную работу заводов.

Три крупных китайских автопроизводителя — Dongfeng Motor Group, Guangzhou Automobile Group и China FAW Group — пообещали стандартизировать сроки оплаты счетов поставщикам до 60 дней, а власти выразили обеспокоенность финансированием цепочек поставок. Китайская ассоциация автопроизводителей (CAAM) призвала предприятия к самодисциплине и преодолению чрезмерной конкуренции, чтобы сохранить справедливую и упорядоченную рыночную ситуацию.

В России на прошлой неделе наблюдалось незначительное оживление на рынке стальной продукции, в основном - в сегменте стальных труб. Сводный индекс цен металлоторговли MetalTorg.Ru подрос на 0,51 пункта (+0,06%) до 910,14. Стоит отметить, что рост цен наблюдался лишь у трех из десяти наименований продукции, входящих в индекс. Лидером роста были электросварные трубы, подорожавшие на 1,05% до 63218 рублей за тонну. Причиной можно назвать сезонный рост спроса в строительной отрасли.

При этом пока рано говорить о серьезном восстановлении спроса. В мае текущего года российские металлургические предприятия отгрузили по железной дороге 417 тыс. тонн стальных труб, что на 1% больше, чем в апреле, но на 18% меньше, чем в мае прошлого года. Поставки труб большого диаметра (ТБД) составили 113,5 тыс. тонн, снизившись на 3% по сравнению с апрелем и на 17% в годовом сравнении.

За период с января по май общий объем отгрузок труб достиг 2,07 млн тонн, что на 15% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это самый низкий показатель за последние годы. Только поставки ТБД для газовой отрасли выросли до 0,61 млн тонн, что на 3% больше, чем в январе-мае прошлого года.

Основными поставщиками труб были предприятия, входящие в металлургические холдинги: ТМК (60%), ОМК (23%) и Северсталь (13%).

Признаки сдержанного оптимизма демонстрирует рынок металлоконструкций. В мае текущего года прямые поставки проката по сети РЖД крупным производителям достигли 51,2 тыс. тонн. Это на 22% больше, чем в апреле, и на 14% больше, чем в мае прошлого года.

Однако за период с января по май объем поставок составил 218,3 тыс. тонн, что на 0,5% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Несмотря на рост относительно предыдущего периода, это самый низкий показатель для данного периода за последние годы.

Майская статистика перевозок для прочих рынка стальной продукции оказалась еще более депрессивной. Поставки для нефтегазовой сфера сократились в годовом исчислении на 22% до 271,4 тыс.т, на вагоноремонтные заводы – до 85,3 тыс.т (-14% к маю прошлого года), автохолдингам – на 40% до 58,8 тыс.т, судостроителям – на 30% до 9,3 тыс.т.

Однако в этом снижении надо также учитывать миграцию стальных потоков с железной дороги на автотранспорт. По некоторым данным только за текущий год доля автоперевозок у крупнейших металлургов выросла на 8-10% из-за высоких тарифов РЖД, дефицита вагонов и задержек. Ведь по предварительным данным «Корпорации Чермет» майская выплавка стали в РФ сократилась только на 3,4%, а выпуск готового проката – на 4,4%.

Тем не менее, явное падение объемов производства и поставок наблюдается в подавляющем большинстве секторов стального рынка, а общая тенденция свидетельствует о сокращении спроса на черные металлы. На прошедшей неделе Ассоциация «Русская сталь», объединяющая крупнейшие компании черной металлургии, сообщила, что прогнозирует снижение спроса в 2025 г. на сталь в стране на 10% к показателю прошлого года.

Экономическая неопределенность, сокращение инвестиций, логистические проблемы вызывают изменения в структуре металлургического производства. Так, майский выпуск чугуна вырос на 4,8% в годовом выражении до 4,5 млн т. Но этот рост, очевидно, ориентирован на экспорт. А движение в сторону сырья – совсем не тот путь, по которому хотелось бы видеть развитие отечественной металлургии.
Источник: Аналитическая группа MetalTorg.Ru

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции