Прокат:  328.58  -0.26% down   Сталь:  136.63   0% const
19 Май 2025
Стальной рынок: 13 - 19 мая
Новую волну оживления на товарно-сырьевых рынках принесли новости о том, что США и Китай договорились о 90-дневном снижении торговых пошлин, вступившем в силу 14 мая. Вашингтон снизит пошлины на большинство китайских товаров до 30%, а Пекин – на американские до 10%, при этом объявленные изменения не касаются секторальных пошлин, введенных администрацией Трампа.

Рынок стальной продукции в Китае продемонстрировал явные признаки активизации. Фьючерсы на горячекатаную рулонную сталь подорожали за неделю на Шанхайской бирже на 1% до $446 за тонну, чуть заметнее прибавила в цене арматура: $425/т (+2%). Потребительская активность оставалась умеренной, однако произошло частичное восстановление спроса после майских праздников на фоне незначительного сокращения запасов на складах.

Экспорт стали из Китая в апреле второй месяц подряд превысил 10 млн тонн, достигнув рекордного уровня за первые четыре месяца года. В апреле отгружено 10,46 млн тонн стали, что на 13,5% выше, чем в прошлом году. Суммарный экспорт с января по апрель вырос на 8,2% и составил 37,89 млн тонн, что во многом обусловлено авансовыми поставками перед введением тарифов США. Но в мае аналитик Horizon Insights Цзян Мэнтянь ожидает замедления экспорта из-за торгового протекционизма.

Одновременно в апреле вырос импорт железной руды в Китай, который увеличился на 9,8% относительно марта (до 103,14 млн тонн), достигнув максимума с декабря. Однако ввоз железной руды в Китай за четыре месяца снизился на 5,5% по сравнению с предыдущим годом, составив 388,36 млн тонн.

Из-за растущей торговой напряженности и растущего экспорта китайской стали забили тревогу и в Бразилии. Генеральный директор бразильской сталелитейной компании CSN Бенджамин Штайнбрух заявил, что неконтролируемый импорт стали из Китая является “разрушительным” и делает конкуренцию невозможной из-за субсидированных цен. При этом сама CSN «не может экспортировать сталь из-за торговых барьеров». Компания призывает правительство к повышению тарифов на импорт китайской стали. При этом Штайнбрух отметил, что высокие процентные ставки в Бразилии, достигшие 14,75%, являются серьезной угрозой для инвестиций и могут привести к “разрушению всех секторов”.

Индия сообщила, что достигла некоторых успехов в деле защиты местных производителей от стального импорта, в первую очередь, - из Китая. Импорт металлопроката за апрель составил 0,463 млн. тонн — на 19,5% меньше, чем в предыдущем месяце, и на 20,9% в годовом соотношении. Но стальной экспорт Индии в апреле (0,375 млн. тонн) снизился еще заметнее - на 25,7% в годовом соотношении.

На фоне нарастающих проблем крупнейший китайский производитель Baoshan Iron & Steel Co. (Baosteel) допустил общенациональное сокращение производства стали в этом году из-за давления на отрасль, борющейся с избыточными мощностями. При этом, как отметил заместитель гендиректора Baosteel, Цай Яньбо, компания призывает власти избегать подхода “один размер для всех” при контроле за выпуском продукции. По прогнозам председателя Baosteel, Цзоу Цзиньсиня, экспорт стали из Китая в 2025 году сократится примерно на 15 млн тонн из-за повышения тарифов, а «косвенный экспорт стали» – на 20 млн тонн. Он также ожидает дополнительных мер поддержки от Пекина для противодействия внешним шокам, в то время как внутреннее потребление стали, по прогнозам, снизится на 2%. Отметим, что Baosteel остается наиболее крупной и успешной компанией китайской металлургии и сообщила о росте чистой прибыли за квартал на 26,4% (до $333,4 млн) благодаря снижению затрат.

В России тем временем пятую неделю подряд наблюдается медленная, но положительная динамика цен на стальную продукцию. Сводный индекс цен металлоторговли MetalTorg.Ru, ускорив темп, снова вырос. Недельное увеличение индекса составило 2,11 пункта (+0,23%). Цены только по одной позиции их десяти, входящих в индекс, подверглись коррекции: уголок подешевел на 0,05% до 60567 рублей за тонну. Лидером роста по-прежнему остаются электросварные трубы, подорожавшие на 1,38% до 61884 рублей за тонну, водогазопроводные трубы немного отставали: 61286 руб/т (+1,02%).

Любопытная тенденция наметилась за первые четыре месяца нынешнего года в основной международной торговле РФ - через морские пути. Несмотря на снижение в январе-апреле 2025 года общего грузооборота морских портов России на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, положительную динамику продемонстрировали перевалка черных металлов (+19,3%) и руды (+39,9%). Одна из причин этого – демпинговые экспортные цены на российский металл. К примеру, текущие предложения на поставку г/к стального рулона на условиях FOB Новороссийск аналогичны китайским котировкам FOB Шанхай (около $460 за тонну).

При этом альтернативные поставки – ж/д отгрузки на экспорт, которые в основном идут к нашим соседям – остаются сравнительно невелики по объемам. Так, экспорт стальной продукции из России в апреле 2025 года в Казахстан и Беларусь, показал позитив в годовом сравнении, но нестабильную динамику.

В Республику Казахстан было отгружено 134,2 тыс. тонн проката, практически без изменений по сравнению с предыдущим месяцем, но больше на 21% в годовом исчислении. Однако резко упали поставки в Казахстан наших стальных заготовок.

В направлении Белоруссии было отгружено 55 тыс. тонн, что на 8% меньше, чем в марте, но на 15% больше, чем в апреле прошлого года, при этом основу экспорта составил плоский прокат.

Экспорт стальных труб показал разнонаправленную динамику для каждой из стран.



В целом ж/д статистика, учитывающая как прямые поставки на экспорт, так и ж/д отгрузки в морские порты РФ, подтверждает неожиданные успехи наших металлургов на зарубежном направлении даже в условиях санкций.

В апреле текущего года экспортные ж/д отгрузки стальной продукции основными металлургическими предприятиями составили 1,44 млн тонн, что на 10% выше, чем годом ранее. При этом внутренние ж/д отгрузки составили 2,6 млн тонн, что на 25% ниже прошлогодних значений.

Однако, за период с января по апрель, рост экспортных стальных отгрузок на 3% (до 5,78 млн тонн) не компенсировал спад отгрузок российским потребителям на 21% (до 10,83 млн тонн).



Тенденцию апреля подтвердили и ж/д отгрузки стальной продукции крупнейших российских металлургических предприятий. Наибольшее снижение общего объема отгрузок за апрель продемонстрировал ММК (-27% в годовом сравнении), в то время как НЛМК показал наименьший спад (-8%). Объем экспортных отгрузок значительно упал у ЕВРАЗ ЗСМК и Северстали, в то время как ММК и НЛМК незначительно увеличили экспорт в апреле, по сравнению с апрелем прошлого года.

Касаясь потребления на внутреннем рынке черных металлов в целом и стальных труб в частности, нельзя не отметить апрельское снижение спроса со стороны нефтегазовой промышленности. Прямые поступления черных металлов по сети РЖД на основные предприятия нефтегазового комплекса, а также в пункты перевалки трубной продукции для строительства новых нефтегазовых проектов РФ, составили 286,7 тыс. тонн. По отношению к предыдущему месяцу объемы завоза снизились на 3%, а в годовом исчислении - на 17%.

В заключение отметим недавнее сообщение Ассоциации предприятий черной металлургии «Русская сталь». По ее оценкам, «за четыре месяца этого года снижение потребления проката в РФ составило около 15%, по итогам 2025 года ожидаем до минус 10%. То есть по сути металлургическая отрасль сейчас находится в глубоком кризисе». Как отметил вице-президент Ассоциации Андрей Леонов, общая ситуация привела к тому, что одни металлургические компании в 2025 году работают с рентабельностью менее 5%, а другие даже с минусовой, при этом оснований для улучшения ситуации в отрасли пока не видно.
Источник: Аналитическая группа MetalTorg.Ru
Новые компании
Спрос на металл
Предложение металла

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции