Пошлины в отношении 185 стран, объявленные президентом США Трампом на прошедшей неделе в среду, обвалили цены на товарно-сырьевых рынках. Нефть марки Brent в какой-то момент показывала 10% снижение, а к пятнице остановилась на отметке $65,6 за баррель, что является самым низким уровнем с августа 2021 года и на 6,5% меньше, чем неделю назад. Дополнительное давление на нефтяные цены оказало решение стран-членов ОПЕК+ об увеличении добычи. Курс доллара США показывал разнонаправленную динамику по отношению к валютам разных стран, по отношению к российскому рублю он ослабел на 0,53% за неделю до уровня 84,5.
Цены на стальную металлопродукцию в Китае продолжили показывать отрицательную динамику.
Горячекатаная рулонная сталь на Шанхайской бирже подешевела за неделю с $456 до $454, в цена на
арматуру снизилась с $427 до $426 за тонну. Снижение цен происходило в отсутствие признаков роста промышленного спроса. Незначительная попытка восстановления наблюдалась 2 апреля, но затем последовали новости об американских пошлинах, в т.ч. на китайский импорт, и на этом весь оптимизм закончился.
Дополнительным свидетельством стагнации в сталелитейной промышленности Китая стал отчет за 2024 год компании Angang Steel, которая является вторым по размеру производителем стали в Китае. Убыток компании удвоился по сравнению с 2023 годом и достиг 7,12 млрд юаней ($981 млн). Выручка сократилась за год на 7,5% до 105,1 млрд юаней. Кризис в секторе недвижимости Китая и падение спроса на сталь повлекли за собой убытки для рекордного количества металлургов в стране. Однако, согласно данным национального бюро статистики Китая, в январе-феврале текущего года сталелитейная отрасль страны понесла убытки в 1,55 млрд юаней ($213 млрд), что значительно ниже, чем годом ранее, когда их размер составил 14,61 млрд юаней. Китайское производство стали в январе-феврале 2025 сократилось на 1,5% год к году до 166,3 млн т.
Ранее мы писали о намерениях Индии ввести 12-процентную пошлину на импорт стальной продукции. Опубликованные агентством Reuters статистические данные за первые 11 месяцев финансового года, который в Индии начинается в апреле, продемонстрировали актуальность этих мер.
Индия, второй после Китая крупнейший в мире производитель стали, вновь является ее нетто-импортером. За 11 месяцев, начиная с апреля прошлого года импорт готовой стали вырос на 15,8% год к году до 8,98 млн т. При этом крупнейшим поставщиком оказалась Южная Корея, поставившая 2,6 млн т стали (+7,1% за год). Так же свой экспорт стали в страну неожиданно нарастила Япония, увеличив его на 70% в годовом исчислении до 1,9 млн т. Китай, напротив, снизил отгрузки в страну на 5,3% до 2,4 млн т за этот же период времени.
Индийские металлурги столкнулись с ограничениями мощности и высокими производственными затратами, что создало дефицит готовой продукции на внутреннем рынке. Производство стали выросло лишь на 3% в 2024 году, что оказалось недостаточным для удовлетворения растущего спроса. Сочетание высокого спроса, недостатка внутреннего предложения и доступности дешевого импорта привело к тому, что Индия остается чистым импортером стали второй год подряд. Поможет ли введение заградительных пошлин стимулировать к росту производства местных сталеваров, покажет время.
В России тем временем замедлилось снижение цен на стальную продукцию по итогам марта.
Сводный индекс цен металлоторговли MetalTorg.Ru по черному металлопрокату в Центральном регионе РФ снизился на 3,89 пункта (-0,43%) за прошедший месяц. Месяцем ранее этот показатель потерял 5,38 пункта (-0,59%), тогда, как в январе снижение составило 3,51 пункта (-0,38%). При этом в марте подешевели 8 из 10 видов стальной продукции, входящий в индекс. Более всего снижение коснулось уголка (-1,73%), рост цен наблюдался у труб водогазопроводной (0,93%) и электросварной (0,69%). Но начало апреля было ознаменовано ростом индекса и за прошлую неделю он прибавил 1,6 пункта (+0,18%). Продолжился рост цен у электросварных труб (+1,15%), наметилась стабилизация цен у х/к плоского проката (+0,03%). Хуже остальных себя чувствовал швеллер (-0,37%).
Статистика за март показала заметное сокращение погрузки в сети РЖД. Из металлургических грузов за первый квартал железными дорогами было погружено, в частности, 13,8 млн. тонн чёрных металлов и 1,6 млн. тонн лома чёрных металлов. Снижение показателей к январю-марту 2024 года — на 13,1% и 22,2% соответственно.
«Основные потери за первый квартал произошли в сегменте внутрироссийских перевозок строительных грузов (-23,5%), каменного угля (-5,5%) и чёрных металлов (-21,9%) — из-за сокращения спроса со стороны потребляющих данную продукцию отраслей экономики», - отмечается в сообщении РЖД.
Некоторая активность в начале года наблюдалась в экспортных поставках чугуна и России. Несмотря на санкции, введённые ЕС в рамках 12-го пакета, которые полностью запретят импорт российского чугуна с 2026 года, квоты на поставки для 2025 года уже активно используются. В январе 2025 года ЕС импортировал почти 500 тыс. т чугуна из России, а к 10 марта квота в 700 тыс. т была полностью выбрана. Основными получателями стали Италия, Латвия и Испания. Далее ЕС планирует полностью заместить российский чугун поставками из Бразилии.
Последним из крупных производителей опубликовал свою финансовую отчетность ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (НЛМК). Его чистая прибыль по РСБУ в 2024 году составила 52,365 млрд рублей. Это почти вчетверо меньше, чем в 2023 году, когда чистая прибыль составила 221,479 млрд рублей. Несмотря на снижение прибыли, выручка компании выросла на 5,5% и достигла 737,513 млрд рублей. Снижение прибыли было вызвано значительным увеличением себестоимости продаж на 20% и повышением ставки налога на прибыль до 25%. Также следует отметить, что эти данные не являются результатами консолидированной отчетности и отражают результаты основной липецкой площадки группы. Тем не менее, они являются еще одним свидетельством не самого лучшего положения в металлургической отрасли России.
Как мы писали ранее, ожидается, что 1 полугодие 2025 будет еще более сложным, и на восстановление можно рассчитывать не ранее второй половины года.