Вступление в должность президента Трампа и его первые действия и заявления на посту главы США были главной темой для рынков на прошлой неделе. Инвесторы наверняка помнят, сколь волатильны были рынки во время первого срока Трампа и его легендарных твитов. Характерно, что сейчас заявления Трампа звучат более взвешенно, особенно в отношении Китая. Это, на фоне небольшого ослабления доллара, не позволило большинству биржевых товаров вырасти в цене – цветные металлы в основном снижались. Исключение составил лишь слабый рост меди и черных металлов в ЕС и Китае.
Впрочем, в Поднебесной деловая активность постепенно начинает снижаться на фоне приближения празднований Нового года по Лунному календарю. Сотрудники уходят в отпуска, железные дороги приоритетом ставят перевозку миллионов пассажиров, зачастую в ущерб товарным грузам. Ценовые изменения во фьючерсах на
г/к рулон и
арматуру в Китае не превышали 1%.
По данным китайского агентства SMM, трейдеры и потребители в КНР по-прежнему очень осторожны в закупках проката, особенно строительного назначения. Обычно перед праздниками наблюдалось некоторое оживление этого рынка, поскольку потребители закупали некоторое количество металла для того, чтобы быстро начать работу после каникул. В этот раз, судя по всему, подобного не наблюдается, ибо покупатели не уверены в росте спроса после окончания празднеств.
Производить плоский прокат в Поднебесной по-прежнему будет много выгоднее, чем сортовую сталь. В прошлом году готового стального проката в КНР выпустили на 1,1% больше, чем год назад - 1,4 млрд т, несмотря на снижение выплавки стали на 1,7% до 1 млрд т. При этом выпуск арматуры упал на 14% до 195 млн т, а катанки – на 2% до 135 млн т. Однако падение по этим сегментам было компенсировано ростом производства плоского проката.
Объёмы экспорта сортового проката традиционно относительно невелики, но китайские металлурги умудрились в 2024 г. нарастить и экспорт арматуры (на 24% до 13 млн т), и вывоз катанки (на 8% до 3 млн т). Впрочем, это небольшие доли в общем китайском экспорте в 2024 г. (111 млн т), где доминирует плоский прокат.
Говоря о китайском экспорте стали, необходимо помнить, что помимо прямого вывоза в виде стальных изделий, Поднебесная экспортирует большое количество стали в готовых металлоемких изделиях. Так, Китайская ассоциация легковых автомобилей прогнозирует, что в 2025 г. экспорт китайских автомобилей вырастет на 10% до 7 млн машин.
Касательно цен на российском рынке уже в который раз приходится фиксировать очередное недельное снижение котировок:
сводный индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе потерял 0,34% или 3,12 пункта. Лишь арматура и круг завершили неделю в небольшом плюсе, в то время как по остальным позициям проката и труб цены упали, причём по трём позициям плоского проката снижение составило 0,6-0,9%.
Макроэкономические сводки начала года также пока безрадостны. Первые в новом году оценки деловой конъюнктуры в промышленности РФ от Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, по данным опросов компаний на 20 января, зафиксировали продолжение снижения индекса промышленного оптимизма, который впервые с начала 2022 г. ушёл в отрицательную зону. Максимума за последние годы индекс достиг в марте 2024 г., но с того времени потерял 25 пунктов. Главной причиной снижения стала отрицательная динамика продаж.
Нет хороших новостей и по строительному сегменту. Здесь очередь дошла и до державшегося долгое время на плаву индивидуального жилищного строительства (ИЖС). По данным Росстата данный сегмент несколько лет рос динамичнее, чем многоквартирное строительство. ИЖС было хорошим подспорьем для спроса на плоский прокат (кровельные метизы) – в процентном соотношении его в данном сегменте используется намного больше, чем в многоквартирных домах.
Тем не менее, общая слабость рынка недвижимости добралась и до ИЖС – по прогнозу ВТБ, выдача ипотеки в сегменте в 2025 г. упадёт на 25%, что больше 17%, обещанных Frank RG для ипотечного рынка в целом.
В прошлых обзорах мы коснулись негативных трендов на рынке строительства и труб в 2025 г. Небольшую, но всё же важную для ряда комбинатов (прежде всего, ММК) долю формирует автопром. Здесь тренды в последние годы стали не вполне осязаемы – ряд автопредприятий перестали публиковать данные.
По итогам прошлого года прямые поставки проката в адрес по сети РЖД в адрес отечественных автомобильных холдингов выросли на 3% относительно 2023 г. до 1,06 млн т. Однако динамика закупок проката среди автопроизводителей неоднородная. «АвтоВАЗ» нарастил их до 341 тыс. т – на 14% выше 2023 г. А вот поставки заводам Группы ГАЗ уменьшились на 17% до 271 тыс. т. Неожиданно отрицательную динамику показал и КамАЗ, который сократил закупки проката в годовом выражении на 9% до 178 тыс. т. Характерно, что КамАЗ снижает закупки стали уже второй год подряд – видимо, не помогают ни импортозамещение, ни оборонзаказ.
На прошлой неделе начали публиковаться годовые производственные результаты отдельных компаний. Среди крупных холдингов первой отчиталась «Магнитка». Цифры оказались ожидаемо не слишком оптимистичные после негативной отчётности за 3-й квартал и прогнозов ремонтов в доменном переделе в 4-м квартале.
В целом за 2024 г. выплавка стали ММК упала на 14% относительно 2023 г. до 11,2 млн т. Продажи металлопродукции снизились на 10% до 10,6 млн т. Причинами падения, как отметила компания, стали ремонты в доменном переделе в конце года и в прокатном – в его начале, а также сокращение спроса со стороны трубных предприятий и общее замедление экономическое активности во 2-м полугодии.
ММК воздержался от прогнозов на весь 2025 г., хотя и отметил, что в начале года ожидает слабую динамику деловой активности в стране, на фоне которой комбинат продолжит ремонтные работы в доменном переделе. Вполне вероятно, что в текущем году компания не сможет преодолеть даже прошлогодние производственные уровни…