Информационно-аналитический журнал    Вторник, 11 Февраль 2025 г.
Прокат:  266.00  +1.18% up   Сталь:  136.63   0% const
13 Янв. 2025
Стальной рынок: 6 - 13 января
Товарные рынки открылись на мажорной ноте – нефть с начала года выросла на 7% и приблизилась к отметке в $80/барр., а основные цветные металлы прибавили примерно по 2%, хотя курс доллара США продолжал расти. Рынки продолжает лихорадить от скорого вступления в должность президента Дональда Трампа.

Однако китайский рынок чермета, составляющий более половины глобального, наоборот, продолжил стремительно слабеть.

Железная руда (62%) и фьючерсы на арматуру подешевели уже на 5% с начала 2025 года. Руда при этом опустилась ниже $100/т и есть все шансы, что задержится там как минимум до начала строительного сезона в Китае. В прошлом году котировки железной руды снизились более чем на 20%. На протяжении 2025 г. большинство экспертов не ожидают разворота к лучшему: рынок стали в КНР остаётся проблематичным, а предложение сырья, вероятно, возрастёт на фоне ввода гигантского месторождения Симанду в Африке.

Впрочем, мировые добывающие гиганты могут всё же пойти на сокращение ряда мощностей в случае ощутимого снижения цен. Так, Vale, рыночная капитализация которой упала до самого низкого с 2016 г. уровня, уже объявила в прошлом году о сокращениях сотрудников нерабочих специальностей.

Китайский рынок стали вступает в новый год без надежд на кардинальное улучшение ситуации. Но по данным Китайской ассоциации чугуна и стали, в конце 2024 г. китайским комбинатам пришлось пойти на сокращение выплавки – она уменьшилась у крупных и средних предприятий в последние 10 дней декабря на 5% по сравнению с серединой месяца и на 7% относительно первой декады декабря. Характерно, что существенно сократились и запасы готовой продукции у комбинатов – на 16% к концу декабря по сравнению с 20 декабря. Китайские эксперты ожидают, что запасы останутся на низком уровне вплоть до окончания празднований нового года по лунному календарю. В этом случае, если строительный сезон начнётся быстро, можно ожидать хоть какого-нибудь восстановления стальных цен на сталь в Поднебесной.

Российский же рынок стали начал новый год по-старому: медленным, но верным снижением котировок. Сводный индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе потерял 0,05% или 0,43 пункта. Впрочем, активность участников рынка в новогодние праздники была минимальной, поэтому снижение можно назвать условным.
В новом году сводный ценовой индекс стартовал с отметки на 5% ниже прошлогоднего аналогичного уровня. Причем перспективы теперь выглядят заметно хуже с учётом известных вводных по строительному рынку. В ценовом плане необходимо учитывать и инфляцию, реальная величина которой выходит далеко за рамки официальных цифр.

Проблемы российского рынка отражает также резко сократившаяся маржа трейдеров. Если взять усреднённую рентабельность (разницу между сводными индексами металлоторговли и производителей), то в начале и середине 2024 г. она составляла 38 пунктов или 4%. Однако затем постепенно начала сокращаться и на 1 января 2025 г. просела до 15 пунктов или 1,7%. Отметим, что приемлемой маржой для трейдинга считается диапазон 4-6%, а вот уровень ниже 2% говорит о проблемах в индустрии том, что металлоторговля еле сводит концы с концами.

В ближайшие пару месяцев нам ещё предстоит увидеть цифры по производству и потреблению стальной продукции в России по итогам 2024 г.

По данным РЖД, перевозки черных металлов по стране в прошлом году упали на 9,3% до 61,5 млн т. Конечно, эти цифры необходимо корректировать на двойной или тройной учёт поставок, вычищать от формально учтенных внутренних, но де факто импортно-экспортных операций, а также от учёта продукции нескольких переделов. Тем не менее, тренд понятен.

Общее падение потребления, вероятно, было меньшим, поскольку в последние годы производители, трейдеры и потребители пытаются нарастить долю перевозок автомобильным или водным транспортом. Или же, как «Северсталь», применяют мультимодальные варианты, совмещая первый и второй варианты. Однако даже в этом случае совокупный спрос вряд ли упал меньше, чем на 5%.

В наступившем году потребление наверняка будет ощутимо снижаться в первом полугодии на фоне ограничений денежно-кредитной политики, а также высокой базы первой половины 2024 г., когда застройщики пытались завершить свои проекты в последние месяцы действия льготной ипотеки. А вот динамика второго полугодия, скорее всего, окажется уже не столь разочаровывающей, особенно если Центробанк постепенно начнёт понижать ставки. Впрочем, многое здесь зависит и от геополитической обстановки.

Общая же экономическая картина в конце 2024 г. продолжала ухудшаться. Так, по расчётам Минэкономразвития, годовой прирост ВВП в октябре-ноябре составил 3-4%, но с учетом сезонности месяц к месяцу – экономика не росла ни в октябре, ни в ноябре. При этом во втором и третьем кварталах месячный рост составлял в среднем около 0,5%.

Строительство, разумеется, замедляется быстрее всего. По разным оценкам, сокращение числа проектов и застройки в Москве и Московской области в 2024 г. составило 5-19%, в других регионах 17-29%. Тут, конечно, необходимо учитывать и очень высокую базу 2023 г. «Коммерсант» со ссылкой на аналитиков отрасли пишет о прогнозе сокращения активности в отрасли на 20-25% в 2025 г., что неизбежно негативно скажется на спросе на сталь.

В условиях крайне ограниченного экспорта сжатие внутреннего рынка будет весьма болезненным для производителей.
Источник: Аналитическая группа MetalTorg.Ru
Новые компании
Спрос на металл
Предложение металла

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции