Информационно-аналитический журнал    Четверг, 16 Январь 2025 г.
Прокат:  254.64  0% const   Сталь:  136.63   0% const
23 Дек. 2024
Стальной рынок: 17 - 23 декабря
Минувшую неделю товарные рынки закрыли в основном в минусе. ФРС США, ожидаемо снизила ставку, что привело к росту курса доллара и давлению на глобальные цены сырья.

Китайский рынок чермета также пережил снижение котировок – железная руда (62%) просела на 1% до $104/т, а фьючерсы на арматуру упали на 2%.

Между тем большинство аналитиков постепенно склоняется к мысли, что чудес от китайского стального рынка в ближайшие месяцы и даже годы ждать не стоит. Goldman Sachs вновь прогнозирует снижение цен на железную руду в 2025 г. до $95/т, а в 2026 г. – до $90/т. Эксперты банка обосновывают свой пессимизм высокими запасами руды в портах, обесценением юаня и сокращением спроса на сталь. На последний негативно будут влиять ожидаемые торговые санкции Трампа, а также структурное снижение китайских инвестиций в недвижимость и инфраструктуру. В ценовом плане одним из основных препятствий на пути к оздоровлению рынка является нежелание китайских сталеваров снижать производство для стабилизации цен.

Впрочем, если брать строительный металлопрокат, то здесь китайские комбинаты всё же снизили производство из-за падения спроса у застройщиков. Так, за 11 месяцев 2024 г. выпуск арматуры в Поднебесной упал на 13,4% в годовом выражении до 179 млн т, а катанки – на 2,6% до 124 млн т.

Главной же проблемой является перепроизводство плоского проката, излишки которого направляются на экспорт. Выпуск товарного г/к рулона в КНР в январе-ноябре 2024 г. вырос на 3% до 195 млн т, а х/к рулона – на 4% до 43 млн т.
Выплавка стали в Китае также остаётся на высоких уровнях: в ноябре было произведено 78 млн т со среднесуточной выплавкой 2,6 млн т, что на 1% ниже уровня октября, но на 3% выше ноября прошлого года. Однако в общей сложности за январь-ноябрь китайские сталевары произвели 929 млн т стали, что на 3% меньше прошлого года. Таким образом, невзирая на спад, рубеж в миллиард тонн китайской стали в очередной раз, видимо, будет преодолён.

Российской рынок стали на предпоследней неделе года не показал большой активности, движение котировок было минимальным. Сводный индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе вновь завершил неделю со знаком минус, потеряв 0,1% или 0,96 пункта. Из-за небольшой ликвидности единого тренда не наблюдалось: плоский лист закончил неделю с минимальным снижением, а в сортовом прокате были и взлёты, и падения.

Если брать базовые продукты, то год завершается с перевесом стоимости г/к листа – его ценовой отрыв от арматуры составляет более 5 000 руб./т. Но если брать динамику котировок с начала года, то арматура показала небольшой рост (2,4%) на фоне снижения цены г/к листа (-2,8%).

С учётом приближающегося конца 2024 г. попробуем кратко резюмировать, в каком состоянии входят в новый год основные металлопотребляющие отрасли России и чего от них ждать сталеварам.

Строительство. Ужесточение кредитно-денежной политики ЦБ (рост ставок и отмена многих программ льготной ипотеки) уже оказало мощное негативное влияние на самую важную отрасль для производителей стали. Однако, судя по всему, еще более сложным будет 2025 г., поскольку Центробанк несколько раз говорил, что быстрого снижения ставок ждать не стоит.

Уже в текущем году ввод многоквартирного жилья стал падать – с этим столкнулись многие города-миллионники. По данным наш.дом.рф, в январе-октябре совокупный ввод упал на 18% в годовом выражении до 29,5 млн кв. м. В следующем году совокупный рынок жилья может потерять еще 8–10%. Как отмечает Dataflat.ru, страдает реализация жилья на первичном рынке и в столицах: в Москве и Подмосковье число сделок в октябре рухнуло на 46% в годовом выражении, а Санкт-Петербурге и Ленинградской области – на 51%.

В декабре в СМИ прошли слухи, что один из крупнейших девелоперов – «Самолёт» – начал проводить крупные сокращения сотрудников на фоне сложной ситуации на рынке. Возможны также проблемы застройщиков с долгами – новые кредиты взять сложно из-за высоких ставок, а по ряду старых действует плавающая ставка, которая зависит от решений ЦБ. В декабре доходность по облигациям девелоперов выросла выше 40%, что на 16% выше начала IV квартала и примерно в два раза выше уровня начала года.

Консультанты из «Якова и партнёров» прогнозируют, что продажи жилья в новостройках в 2025 г. упадут на 19%, а в пессимистичном сценарии – на треть. Всё это говорит о том, что приоритетом для застройщиков будет выживание, но ни в коем случае не запуск новых проектов. Соответственно, ощутимо ударив по российским сталеварам.

Трубы большого диаметра. Заказы «Газпрома» и «Транснефти» помогли российскому рынку стали в тяжёлом 2022 г. Неплохим был и 2023 год. Но уже в этом году наметилось снижение, которое многие называют структурным. Санкции подкосили как финансовое положение «Газпрома», так и его возможности развивать зарубежные проекты. Конечно, есть проекты газопроводов в Китай – «Алтай» и «Сила Сибири 2». Это длинные ветки, требующие дорогих труб – то, что нужно трубникам и сталеварам. Однако их реализация под большим вопросом из-за отсутствия желания Китая в них инвестировать.

«Транснефть» пострадала от санкций меньше, чем «Газпром», но это и привлекло к ней внимание властей. В конце текущего года ставка на прибыль для компании была повышена с 20% сразу до 40% с 2025 г. Что резко ограничивает инвестиционные возможности госкомпании, в специальном заявлении отметившей «приостановку реализации и отказ от крупных инвестиционных проектов, в том числе, по капитальному ремонту и реконструкции».

Если российская стройка, как ожидается, сможет вернуться к росту в 2026 г., то застой в трубной отрасли может продлиться на долгие годы.

Автомобилестроение. Сегмент показал неплохую динамику за два последних года, но перспективы роста на 2025-26 гг. выглядят туманно. Загрузка отечественных заводов уже близка к полной, а расширение вряд ли возможно из-за санкций. Китайские же производители локализуют производство вяло и стараются не брать на себя обязательств, действовавших для ушедших западных концернов (см. более подробно в нашем недавнем обзоре «Автопром как потребитель»). Более того, высокие ставки негативно отражаются на способности населения брать кредиты на новые автомобили.

Благодаря заказам ВПК и госпрограммах по закупкам в несколько лучшем положении остаются производители грузовой техники и автобусов. В общем и целом автопром способен в лучшем случае продемонстрировать лишь небольшой рост в 2025 г. И не будем забывать, что доля этой отрасли в российских закупках проката занимает лишь 3-5%.

Вагоностроение. В текущем году вагоностроение пережило бум, но отраслевые эксперты сходятся во мнении, что в среднесрочной перспективе отрасль ждёт спад. Важным моментом является рост осознания у властей, что перевозки угля – это структурно неперспективно и нерентабельно. Для РЖД это давно проблемный сегмент, который бы они с радостью заменили более выгодными перевозками, но угольная отрасль является во многом субсидируемой.
Между тем для вагоностроителей и сталеваров важны именно перевозки угля, поскольку они составляют около 40% всех перевозок по стране в объёмах. Снижение в пользу более рентабельных, но менее объёмных грузов грозит снижением использования числа вагонов.

Впрочем, проблемы у вагоностроителей начались уже в конце этого года. РЖД решили сократить парк вагонов и отказываются принимать новые вагоны. Как писал «Коммерсант», на вагоностроительных заводах скопилось 2,5 тыс. новых вагонов. В связи с этим высокие объёмы выпуска вагонов в этом году могут смениться ощутимым снижением уже в следующем, пока вагоностроители не реализуют избытки складов.

Прочее машиностроение. Именно машиностроение в 2023-24 гг. является самой быстрорастущей отраслью спроса на сталь. Рост обусловлен импортозамещением и вливаниями по линии ВПК. Тем не менее, есть основания полагать, что к концу 2024 г. возможности отрасли уже исчерпаны, поскольку предприятия работают на полной мощности, доступ к технологиям ограничен санкциями, есть перебои из-за недостатка рабочего персонала.

Цифры Росстата за октябрь свидетельствуют об очень высоких уровнях выпуска в машиностроении. По оценкам S&P Global, индекс PMI в обрабатывающих отраслях в ноябре вырос с 50,6 до 51,3 – самого высокого уровня с августа. Впрочем, похожее исследование Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, наоборот, говорит об охлаждении спроса и роста пессимизма в прогнозах продаж и производства.

По многим признакам в следующем году спрос на металл со стороны машиностроения сохранится на высоком уровне, но вряд ли стоит ожидать существенного роста его объемов. Отметим при этом, что металлоемкость современной техники, включая вооружения, сравнительно невелика.

Подводя итог, можно сказать, что в плане спроса черная металлургия вступает в чрезвычайно непростой 2025 год. Даже крупным комбинатам, вероятно, придётся ощутимо снизить загрузку. Часть компаний вновь попытается искать счастья в экспорте: «Северсталь» уже заявила, что в следующем году доля экспорта в продажах вырастет с 10-15% в 2023-24 гг. до 20%. Однако успехи экспорта в условиях санкций весьма сомнительны, а потери внутреннего рынка возместить будет невозможно…
Источник: Аналитическая группа MetalTorg.Ru

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции