Как сообщает S&P Global со ссылкой на мнение участников рынка, ожидается, что избыточное предложение на рынке кобальта в 2025 году составит 28 тыс.т, что меньше прогнозируемых 53 тыс.т в 2024 году, но выше 21 тыс.т, выпущенных в 2023 году. Причиной станет поступление большего количества металла китайского происхождения во второй половине года, значительный объем производства в Демократической Республике Конго (ДРК) и расширение проектов кислотного выщелачивания в Индонезии.
Это может стать позитивным фактором для рынка, поскольку цены на китайские катоды и другие марки не высокого качества в 2024 году оставались низкими. По данным Platts, кобальт 99,8% Co к 15 октября подешевел до $9,5 за фунт, но к 18 декабря поднялся уже к $10,05 за фунт. Впрочем, некоторые участники рынка ожидают в I квартале возврата к уровню $9,5 за фунт. По прогнозу S&P, стоимость кобальта в 2025 году составит $10,98 за фунт по сравнению с $13,19 за фунт в 2024 году и $16,36 за фунт в 2023 году.
Коммерческий директор Cobalt Blue Джоэл Крейн считает, что рынок кобальта вступает в период восстановления баланса.
«Объем производства в ДРК вырос почти на 60 тыс.т (около 50% от общего объема рынка) с 2022 года, в основном в результате быстрого ввода в эксплуатацию проекта Кисанфу компанией CMOC», — сказал Крейн. «Рост производства в ДРК замедлится до 5-10 тыс.т в 2025 году, поскольку поток новых проектов и расширений иссякает».
За январь-сентябрь предприятия CMOC в ДРК произвели 84 722 тонны кобальта, что превышает годовой прогноз производства в 60 000–70 000 тонн и на 127,4% больше, чем в предыдущем году.
«Между тем, спрос на кобальт в аккумуляторах электромобилей продолжает расти устойчивыми темпами», — сказал он. «Несмотря на потерю доли рынка в пользу литий-железо-фосфатных химикатов, более половины электромобилей в мире по-прежнему используют никель/кобальтсодержащие соединения».
По его мнению, средний темп роста спроса на кобальт в аккумуляторах будет составлять 11% в год в период с 2024 по 2030 год, что он охарактеризовал как «профиль роста, которому позавидует любой товар», в то время как предложение будет расти всего на 4% в год за тот же период.
Он сказал, что, хотя предыдущие оценки продаж электромобилей, возможно, были чрезмерно амбициозными, траектория роста остается устойчивой.
«Снижение цен на кобальт в 2024 году уже учитывает эту переоценку, поэтому вряд ли в следующем году она окажет какое-либо существенное влияние», — сказал Крейн.
Еще одним фактором неопределенности являются торговые пошлины США .
В своем блоге в ноябре руководитель отдела по связям с правительством и общественностью Института кобальта Майк Блейкни заявил, что никто не знает, чего ожидать от следующего президентства Дональда Трампа, и хотя тарифы могут оказаться не такими значительными, как предполагается, крайне вероятно, что они будут введены, особенно для Китая. Естественным образом вызвав рост цен на кобальт и продукцию из него.
Также он считает, что отношения между США и ЕС в части критических полезных ископаемых будут весьма напряженными, а «зеленая» экономика выйдет из фокуса основного внимания властей. |