Товарные рынки постепенно входят в «рождественский» режим тихой торговли. Кроме того, нежелание трейдеров делать «крупные ставки» поддерживается скорым вступлением в должность нового президент Соединенных Штатов со своеобразным видением мировой экономики и торговли. Канва его действий в целом ясна, однако многое решат детали и конкретные шаги. Поэтому прошлую неделю цветные металлы вновь закончили без единого тренда и значимых изменений. Отметим только, что рубль к вечеру пятницы укрепился на 6% и закрепился чуть выше 100 руб./доллар. Подобные колебания валюты, конечно же, не добавляют ощущения стабильности бизнесу и инвесторам в РФ.
Китайский рынок также находится в ожидании новых тарифов Трампа, от чего будут зависеть и китайские меры поддержки национальной экономики.
Фьючерсы на арматуру снизились после нескольких недель роста на 2%, в то время как железная руда (62%) выросла на 4% до $106/т. Рост этот оказался чисто спекулятивным, поскольку инвесторы уже в который раз решили сделать ставку на возможное расширение программы стимулирования – в середине декабря в Поднебесной традиционно пройдёт Центральная конференция по экономической деятельности.
Меж тем Соединённые Штаты идут в направлении протекционизма не одни. По мере ослабления стального рынка и позиций локальных производителей из-за наплыва дешевого китайского проката импортные пошлины вводят и другие регионы:
•
Бразилия раздумывает об увеличении пошлин, поскольку имеющиеся не спасают страну от китайского импорта. В настоящий момент введены ограничения преимущественно на плоский прокат и средняя ставка составляет 12,5%. Она действует при импорте металла в пределах определённой льготной квоты, при превышении которой пошлина увеличивается до 25%. В стране раздаются голоса в пользу повышения тарифов и даже запрет на ввоз определённых видов проката;
• в
Еврокомиссии заявили, что необходимо расширять ограничительные меры в отношении импорта стали, в особенности из Китая и в особенности в связи с мерами по декарбонизации;
• Министерство металлургической промышленности
Индии предложило ввести импортные тарифы в размере 25% на прокат для защиты национальных производителей из-за наплыва дешёвого импорта. Так, с апреля по октябрь текущего года ввоз стальной продукции составил 5,7 млн т, что на 41% выше прошлогоднего уровня. Характерно, что здесь виновником выступает не только КНР, но и другие страны Азии. Многие из них (Япония, Южная Корея и др.) имеют соглашения о свободной торговле с Индией;
•
Южная Корея рассматривает возможность введения пошлин на толстый лист из Китая из-за притока дешёвого китайского импорта. Общий импорт стального проката из КНР в январе-октябре 2024 г. вырос на 37% в годовом выражении до 7,4 млн т.
Итак, следующий год, судя по всему, станет годом нового витка протекционизма, что в итоге всегда негативно сказывается на темпах мирового развития.
В России продолжается ползучее снижение цен – за минувшую неделю
сводный индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе упал на 0,5% или 4,55 пункта. Понижение прошло по всем фронтам, но сильнее всего пострадала трубная продукция.
О сокращении спроса красноречиво свидетельствуют не только данные компаний, о которых мы уже упоминали, но и общеотраслевая статистика. Так, по информации РЖД, за 11 месяцев текущего года погрузка чёрных металлов (без лома) составила 56 млн т, что на 10% ниже прошлого года. В отгрузках отражается и тренд текущего года у интегрированных комбинатов по максимизации доли загрузки основных - доменных - мощностей и минимизации закупок лома. Вследствие этого отгрузки руды железной и марганцевой упали за 11 месяцев всего на 2% в годовом выражении, а вот лома – на целых 19%.
Судя по всему, текущий и даже следующий год будет для российских сталеваров непростым. Но что будет после?
Смелость на прошлой неделе проявили эксперты агентства «Яков и партнёры» (бывшая российская «дочка» американской McKinsey, активно работающей по всем вопросам в 65 странах мира). Аналитики агентства выпустили огромный обзор под названием «Перспективы коммерциализации российской стали: развитие внутреннего потребления и поиск новых рынков сбыта», насыщенный разнообразными цифрами.
В части выводов сообщается следующее: «…В условиях отсутствия экстенсивного роста экономики России на горизонте до 2030 г. прогнозируется увеличение спроса на внутреннем рынке на 1,2–2,7 млн т. Однако этот рост носит временный характер, поскольку зависит от реализации отдельных инфраструктурных проектов в энергетическом секторе и от других краткосрочных факторов повышения спроса на стальную продукцию. В то же время в 2025–2027 гг. ожидается снижение объемов производства.»
Ну а драйверами потребления стали до 2030 г. названы инфраструктурные проекты, энергетический сектор и импортозамещающее машиностроение.
Отметим, что оценки величины спада и восстановления с 2028 года спроса на стальную продукцию в российском строительстве выглядят мало обоснованными, поскольку вариантов развития событий в многоугольнике «ставки-банки-стройка-инвестиции-покупатели» на текущий момент чрезвычайно много.
Энергетические инвестиции, под которыми консультанты подразумевают трубопроводные проекты и металлоемкое расширение БАМа, кажутся нам весьма туманными. Два амбициозных газовых проекта – «Сила Сибири 2» и «Алтай» – очень дороги и сложны в реализации. Их бенефициар, Китай, не горит желанием инвестировать на фоне относительно невысоких цен на природный газ. При этом ж/д строительство на Восточном полигоне РЖД уже сокращается в финансировании ввиду реанимации властями проекта ВСМ Москва-Санкт-Петербург.
Неоднозначна также ситуация со стальным спросом в машиностроении – многие мощности здесь уже работают на пределе, а расширение и импортозамещение крайне дорого и проблематично в условиях санкций и дефицита кадров.
Тем не менее, подобные исследования полезны, ибо стимулируют как власти, так и бизнес переоценить долгосрочные перспективы и главное – откорректировать направления скудеющих российских инвестиций.