Товарные рынки закончили прошлую неделю на минорной ноте из-за рисков торговых войн. Доллар вновь вырос, а промышленные биржевые товары потеряли в цене.
Медь опустилась ниже важной отметки в $9 000/т, упав на 5%. Исключением стал алюминий, который отрос к концу недели на новостях об отмене льгот при экспорте «крылатого» металла в Китае, что может привести к некоторому дефициту алюминия за пределами Поднебесной. Ну а рубль в пятницу достиг 100 руб./долл.
Продукция чёрной металлургии в Китае двигалась в общем русле – железная руда 62%, CFR Тяньцзинь) упала на 3% до $102/т, а
фьючерсы на арматуру снизились на 2%. Настроениям на рынке не помогают ни первый, ни второй пакет мер стимулирования, поскольку проблема в секторе недвижимости слишком велика, чтобы решить её двумя-тремя денежными инъекциями.
Помимо этого, высокая вероятность новых торговых пошлин США против китайских товаров, включая оборудование и продукцию машиностроения, создает дополнительный прессинг для сталепроизводителей.
С другой стороны, прошедшая неделя дала некоторую надежду на то, что китайские власти могут предпринять меры против бесконтрольного экспорта стального проката. Речь идёт о том, что Пекин достаточно неожиданно отменил льготы для экспортёров меди и алюминия. В меди китайский экспорт не столь велик, а вот в алюминии является довольно значительным для мирового рынка.
В S&P Global считают, что Китай может пытаться сократить масштаб торгового профицита, а в ING Bank за этими шагами видят демонстрацию способности влиять на мировые рынки. Но в обоих случаях это полагают сигналом будущей американской администрации, с которой предполагается новый виток экономического противостояния.
Пока же Китай продолжает расширять выплавку стали: по официальной статистике, она выросла в октябре до 82 млн т, что на 3% выше в годовом выражении и на 6% - в месячном. Выпуск готовой продукции увеличился, соответственно, на 3,5% и 2%.
Промышленная макростатистика из Поднебесной на прошлой неделе также оказалась хуже ожиданий – промпроизводство выросло в октябре на 5,3% против ожиданий в 5,6%. Инвестиции в основной капитал за 10 мес. выросли на 3,4% против прогнозов в 3,5%. Противоречивые оценки получили цифры по инвестициям в недвижимость, которые упали за 10 мес. на 10,3%, хотя падение за 9 мес. составляло 10,1%. Одни аналитики высказались о замедлении снижения, другие – об углублении кризиса рынка недвижимости. Так или иначе, пока позитивных сигналов для китайской стройки нет. Впрочем, судить по октябрю, когда был только озвучен первый пакет стимулирующих мер, вероятно, преждевременно.
Российский рынок стального проката и труб продолжает бороться с негативными трендами по спросу, отступая лишь символически. На прошлой неделе
сводный индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе потерял 0,002 пункта. Характерно, что вновь снизились в цене все позиции плоского проката, в то время как большинство групп сортового проката выросло в цене. Хотя заметной «прибавка» в цене была лишь для круглого прутка, применяемого преимущественно в машиностроении, и только в ценах производителей.
Именно машиностроение, по оценкам «Северстали», в 3-м квартале было единственным металлопотребляющим сектором, который показывал рост спроса - на 2,3% относительно прошлого года, до 1,2 млн т. Помимо автопрома, весьма позитивную динамику в этом секторе демонстрирует ж/д машиностроение, выпуск рельсового подвижного состава. Однако профильное консалтинговое агентство RollingStock Agency прогнозирует снижение поставок новых вагонов уже в 2025 г. сразу на 13-20%. Мы полагаем, что нарастающие сложности в угольной отрасли окажут дополнительное негативное влияние на спрос и выпуск, прежде всего, полувагонов.
В сфере автомобилестроения (отметим, что его доля в общем потреблении стали в России достаточно скромна – на уровне 3-5%) статистика также подтверждает рост в 2024 г. Однако дальнейшие перспективы туманны: АвтоВАЗ, судя по всему, не располагает возможностью серьезного наращивания выпуска. Китайские же автоконцерны, в отличие от работавших здесь ранее западных, не склонны к глубокой локализации поставляемых в РФ автомобилей. Последнее легко объяснимо: автомобилестроение является важным сектором потребления проката для собственных китайских металлургов.
В других крупных секторах потребления, согласно анализу «Северстали», ситуация в 3-м квартале была безрадостной. Падение темпов строительства уже много обсуждалось. Но снижение наблюдается и во второй по значимости отрасли для сталеваров – трубной. ТМК на прошлой неделе представила свой прогноз, в котором говорится, что в 2024 г. спрос на стальные трубы в стране упадёт в сравнении с 2023 г. на 9% до 11 млн т. Иными словами, вернётся к уровню 2022 г.
Как отметили в ТМК, падение потребления наблюдается во всех сегментах трубного рынка. Снижение по трубам большого диаметра в целом легко объяснить – новых крупных трубопроводов нет, а по «Силе Сибири – 2» остаётся слишком много вопросов. При этом экспорт сократился из-за санкций, несмотря на то что и до февраля 2022 г. основным экспортным направлением для ТБД был рынок СНГ, а не дальнее зарубежье.
Наряду с ТБД снижаются в 2024 г. и такие обычно стабильные сегменты, как бурильные трубы для «нефтянки» (OCTG). Причинами тут стали спад добычи нефти и газового конденсата, сокращение бурения на 2%, уменьшение количества введения новых скважин на 10-12%.
Очевидно, что машиностроению в одиночку российский рынок не «вытянуть». В связи с этим у сталеваров не остаётся другого выхода, как снижать выплавку, ибо надежды на экспорт нет. По данным Корпорации Чермет, в октябре в России было произведено 5,6 млн т стали и 4,5 млн т проката. В годовом выражении снижение составило 14,3% и 14,6%, соответственно.
Однако если сравнивать октябрь с сентябрём, то есть позитивные сдвиги: выплавка стали увеличилась на 4%, а выпуск готовой продукции – на 7%. Рост этот, вероятно, обязан запуску «Северянки» на «Северстали».
Мы всё же полагаем, что рост производства в октябре в месячном выражении сменится очередным снижением в ноябре на фоне падающего потребления, завершении активного строительного сезона и планов ММК по ремонтам в доменном и конвертерном цехах.