Товарные рынки на прошлой неделе находились под влиянием роста напряженности на Ближнем Востоке. Как и следовало ожидать, доллар и нефть выросли за неделю (на 2% и 8%). Котировки цветных металлов отреагировали менее определённо: медь упала на 1%, в то время как алюминий вырос на 2%, а никель подскочил на 6%. Продолжил слабеть и российский рубль, отступивший к концу недели до 95 руб./долл.
А вот на рынке чёрных металлов в Китае всё было более чем однозначно – воодушевлённые новыми обещаниями властей о стабилизации рынка недвижимости и необходимости достижения поставленных целей по росту ВВП, товары сектора существенно прибавили в цене. В понедельник, единственный в Китае рабочий день на прошлой неделе, фьючерсы арматуры выросли на 5-6% к пятнице и на 10-13% за неделю. Месячный рост стальных цен решила догнать и железная руда (62%, CFR Тяньцзинь) подорожавшая на 18% до $109/т.
Рост цен заставил западные агентства «вспомнить», что спрос на сталь в КНР может вырасти не только за счёт выхода из кризиса сектора недвижимости, но и прочих секторов. Особенно тех, которые поощряют китайские власти – электромобили, энергосберегающее оборудование, «зелёная» энергетика, а также инфраструктурные объекты. Отметим, однако, что новых мер в отношении данных секторов объявлено не было. Продажи электромобилей продолжают бить рекорды, однако пропорционально падают продажи машин с двигателями внутреннего сгорания, поэтому в этом плане общий эффект на спрос китайского автопрома на сталь отсутствует. Впрочем, в Китае развиваются и прочие металлоемкие отрасли машиностроения, например, судостроение. По данным брокера BRS, по объему поставок судов и заказам на новое строительство доля Китая на мировом рынке в первой половине 2024 года выросла до 55% и 74,7% соответственно.
Долгосрочный эффект от объявленных мер стимулирования китайской экономики будет виден, скорее всего, в следующем году. За пределами же Китая эксперты возлагают надежды, главным образом, на то, что рост внутреннего спроса в КНР позволит вернуть в страну объёмы, ушедшие на экспорт, который стал одним из виновников падения цен в мире и снижения продаж местных производителей.
Однако если китайский экспорт в следующем году и упадёт, ограничения на него в мире только вырастут – маховик инициатив по торговым пошлинам стран-импортёров лишь начинает работать в полную силу. Так, в ходе рассмотрения инициатив по увеличению импортного тарифа на сталь из-за рубежа, министерство стали Индии предложило удвоить его до 15% на фоне наплыва дешёвого китайского проката, доля которого в общем индийском импорте стали достигла в этом году 33%. Впрочем, рост пошлин коснётся всех импортёров, а не только китайских, из-за чего могут пострадать и российские комбинаты, для которых Индия является одним из немногих потенциально крупных рынков сбыта.
Продолжается рассмотрение увеличения пошлин на китайскую сталь и в Европе, где этого активно требуют местные сталевары. Впрочем, цифры Евростата не говорят о скачке поставок в ЕС в 2024 г. – согласно статданным, ввоз стального проката в Европу в январе-июле текущего года вырос лишь на 6% до 18,5 млн т. При этом экспорт увеличился на сопоставимую величину – на 7% до 11 млн т. Главной проблемой европейского рынка стали следует всё же считать стагнацию спроса из-за общего замедления экономической активности в регионе. Кроме того, Европа фокусируется на «зелёных» секторах экономики, отчего растёт спрос на цветные металлы, а для стали эффект остаётся минимальным.
В части китайского стального экспорта отметим также событие недели – рост экспортных цен г/к рулона (FOB Шанхай) до $525 за тонну. Это означает, что самым дешевым в мире стал российский г/к прокат с котировками $465-475 за тонну (FOB Черное море).
Между тем на российском рынке проката возобновилась тенденция последних месяцев – движение вниз. После паузы в безудержном ценовом падении на неделе предыдущей
сводный индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе вновь снизился – на 0,85% или 7,95 пункта. Падение снова наблюдалось почти по всем отслеживаемым позициям, кроме электросварных труб. Наибольшее снижение при этом опять прошло по сортовому прокату, а лидером падения стала арматура, подешевевшая за на целых 3,6% до 61 322 руб./т, достигнув этого уровня впервые с июля 2023 г.
На фоне снижения цен с большим опозданием отчитались о спаде объемов продаж за 1 полугодие «Металлоинвест» (-13%) и НЛМК (-11%). Однако это только начало и показателям производства мы посвятим ближайшую полномасштабную статью в разделе «Аналитика».
Из хороших новостей отметим подтверждение руководства Русской нержавеющей компании (РНК) строительства цеха холодной прокатки нержавеющей стали с запуском в 4 кв. 2025 г. Цех горячей прокатки заработает в 3 кв. 2026 г., а в 1 кв. 2027 г. – электросталеплавильное производство. С вхождением «Норникеля» в состав акционеров этого мощного проекта (500 тыс. тонн проката в год) его реализация не вызывает сомнений.
Напомним, что Россия, выпуская около 350 тыс. т (по информации Росстата) первичных форм «нержавейки» в год, давно дополняет его импортом готового плоского проката из нержавеющей стали. По данным РНК, около 90% спроса на этот прокат в России в прошлом году было удовлетворено за счет 369 тыс.т импортной продукции. Локальное производство нержавеющего листа, которым в основном занимаются ЧМК «Мечел» и ВМК «Красный Октябрь», недостаточно как по объемам, так и по качеству. В этой связи крупное собственное производство будет несомненным благом для страны. Правда, только в том случае, если местная «нержавейка» не будет стоить дороже импортной, на которую могут при этом ввести запретительные тарифы…