Решение ФРС США снизить базовую ставку сразу на 0,5% моментально привело к росту стоимости нефти и цветных металлов на 3-4%, хотя доллар при этом ослаб незначительно.
Тем временем в Китае продолжился рост фьючерсов на
арматуру и
г/к рулон, прибавивших за неделю 1-2%, однако котировки железной руды (62%, CFR Тяньцзинь) снова снизились (-1% за неделю до $92/т),
При этом всё больше аналитиков корректируют прогнозы долгосрочных цен на руду. Эксперты Bank of America прогнозируют нарастающий профицит на рынке руды, который в 2025 г. достигнет 190 млн т или 7,5% от объёма морских поставок, что может заставить цены опуститься ниже $80/т. Goldman Sachs также считает, что котировки должны снизиться, поскольку надежды на поддержку строительного сектора в Китае вряд ли оправдаются. Банк полагает, что в 4 квартале этого года стоимость руды составит $85/т.
Падает ли спрос на руду со стороны сталеваров? По данным китайской статистики, в августе выпуск арматуры рухнул на 32% в годовом выражении и на 20% - в месячном. Производство катанки упало на 10% в том и другом выражении. В январе-августе выпуск арматуры упал на 16%, а катанки – на 5%.
С учётом того, что значительная доля стали для сортового проката производится в электропечах из металлолома, спад потребления руды, вероятно, меньше этих цифр. Однако снижение наверняка есть, а вот импорт остаётся на высоких уровнях, так что текущие запасы руды явно превышают норму.
Динамика по китайскому плоскому прокату более оптимистична на фоне более диверсифицированной базы отраслей-потребителей и вариантов экспорта. В августе выпуск г/к проката в КНР упал на 4% в годовом выражении, но вырос на 2% относительно июля. Схожий тренд показал и х/к лист: снижение на 6% в годовом выражении и рост на те же 6% по сравнению с июлем. При этом за первые 8 месяцев этого года производство г/к проката выросло на 3%, а х/к листа – на целых 9%.
Ввиду того, что в сентябре (традиционно пик потребления) чуда по оживлению спроса на сталь в Китае не произошло, остаётся немного надежд на это и до конца года. Хотя глава государства Си Цзиньпин призвал к ускорению экономического роста для выполнения плановых цифр, однако, как мы и писали ранее, китайская система уже не может безоглядно вливать средства в экономику на фоне высокой задолженности государственного и корпоративного секторов.
К примеру, в августе Минфин КНР запретил провинциям выпускать облигации для финансирования инфраструктурных проектов. Это традиционный способ получения средств на развитие инфраструктуры в Китае, но сейчас Минфин посчитал, что уровень задолженности провинций чересчур высок. Агентство Fastmarkets сообщает, что из-за этого ряд провинций даже не могут расплатиться с поставщиками проката, откладывая оплату на целый год.
В итоге по китайским секторам спроса на сталь имеем сильнейшее падение в стройке, стагнирующий спрос в инфраструктуре и слабый рост продаж автомобилей (рост для электромобилей при спаде для машин с двигателями внутреннего сгорания).
На российском рынке проката неделя вновь не порадовала производителей позитивными изменениями – котировки продолжают катиться вниз. На минувшей неделе
индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе обновил рекордное снижение в этом году, упав на 1,2% или 11,42 пункта за неделю. Сводный индекс также показал самое низкое абсолютное значение в текущем году – 940,15, впервые с сентября 2023 г. опустившись до этой планки.
Вновь не было видно ни одного «светлого пятна» по динамике отдельных позиций – дешевел весь сортамент проката и труб. С большим отрывом вторую неделю подряд падают цены арматуры (-2,32%) и круга (-2,11%). Три базовых вида плоского проката при этом потеряли менее 1%. В результате, г/к рулон впервые с мая этого года стоит дороже арматуры: 65 556 руб./т против 64 679 руб./т.
Но не стоит думать, что плоский прокат находится в существенно лучшем положении, чем арматура и прочий строительный металл. Как мы писали в прошлом обзоре, темпы роста обрабатывающей отрасли в стране также замедляются. Да и автомобильный сектор в текущем году пока не показывает уверенного роста, особенно в коммерческом сегменте. Так, если за январь-август 2024 г. поставки металла на АвтоВАЗ по сети РЖД выросли в годовом выражении на 23% до 211 тыс. т, то завоз на Группу ГАЗ снизился за этот же период на 8% до 196 тыс. т, а в адрес КАМАЗа – на 13% до 121 тыс. т. Таким образом, общая динамика за 8 месяцев по трём крупным заводам отрицательная – минус 2%.
В условиях ограниченных возможностей российские сталевары стараются развивать новые варианты сбыта. В частности, активно работают в направлении металлоконструкций. «Евраз» продвигает эту тему в крупные страны СНГ. Так, на прошлой неделе компания заявила о присоединении до 20 новых участников из числа заводов-производителей металлоконструкций Казахстана и Узбекистана к своей партнёрской сети Evraz Steel Building. Последняя фокусируется на строительстве промышленных объектов, всего сетью охвачено уже 135 заводов металлоконструкций в РФ и СНГ.
Данная тема в российском строительстве не нова – та же «Северсталь» её начала развивать ещё в первой половине 2010-х гг. Однако бурного роста данный сегмент пока не демонстрирует. По мнению Steel Business Agency, идея жилищного строительства на стальном каркасе пока не получила должного развития в России. Во многом, из-за недостаточного сотрудничества поставщиков с конструкторами и инженерами на начальном этапе. К тому же, вместе со скоростью возведения зданий из металлоконструкций существенно растёт и себестоимость строительства. Да и застройщики привыкли работать с монолитными конструкциями и вся инфраструктура настроена на этот вариант. В частности, из-за этого СП «Северстали» и застройщика «Самолёт» пока прогрессирует медленно, а программу строительства на стальном каркасе притормозили.
Тем не менее, потенциал роста спроса на сталь в стройиндустрии РФ имеется, если все проблемы будут решены. Включая, естественно, учет более холодного российского климата. За рубежом сейчас доля металлокаркаса при возведении высотных зданий составляет 12-17%, в то время как в России – всего лишь несколько процентов. В своей недавно опубликованной стратегии «Северсталь» намерена увеличить продажи изделий для строительных металлоконструкций к 2028 г. в 4 раза примерно до 400 тыс. т, при этом оценивая потенциал строительства зданий с применением металлокаркаса в 1,5 млн кв. м (около 40 проектов).