Информационно-аналитический журнал    Суббота, 20 Апрель 2024 г.
Прокат:  299.89  -0.51% down   Сталь:  136.63   0% const
11 Мар. 2024
Стальной рынок: 4 - 8 марта
Цены цветных металлов на прошлой неделе демонстрировали рост благодаря ослаблению доллара и ожиданиям снижения ключевой ставки ФРС США. Стоимость нефти Брент, напротив, несколько снизилась из-за опасений слабого спроса, но оставалась выше $80/барр. Котировкам железной руды в Китае удалось, наконец, приостановить падение и закрепиться на уровне $117,5 за тонну. Впрочем, участники рынка и аналитики не исключают дальнейшего ослабления железорудных цен ввиду слабости китайского спроса, высоких запасов и роста предложения железной руды в мире.

Если ценам на железную руду удалось найти некоторую поддержку, то стальные котировки в Китае на прошлой неделе продолжали упорно снижаться. Участники рынка, похоже, окончательно разуверились в возможности роста китайского потребления стали в этом году, что подпитывается вялым реальным спросом со стороны потребителей. Прежде всего, разочаровывает сектор недвижимости – китайское правительство уже не стремится безудержно вливать деньги в сектор ввиду насыщения рынка. К примеру, по оценкам аналитиков банка ANZ, объем нераспроданной жилой недвижимости в Поднебесной превысил уже 3 млрд м2!

При текущем объеме спроса понадобится более 3,5 лет, чтобы распродать эти излишки. Кроме того, необходимо решать проблему недостроенного жилья, которого немало накопилось в стране из-за проблем застройщиков. И нераспроданное, и недостроенное жильё давят и будут давить на новые объемы строительства (они упали на 20% в 2023 г.) и, следственно, на потребление стали. Запасы готовой продукции у меткомбинатов, хотя и медленно снижаются с середины февраля, остаются на высоких уровнях после традиционных закупок впрок накануне китайских новогодних праздников. Запасы железной руды в китайских портах также неуклонно растут с ноября прошлого года, достигнув к концу февраля самого высокого уровня с апреля 2023 г. На минувшей неделе цены на арматуру в Китае снизились ещё на $5-10/т до $510-515/т, но даже этот уровень, по оценкам локальных игроков, вероятно, ещё не является дном.

На российском стальном рынке, напротив, сохраняются умеренно позитивные настроения. Февральский производственный индекс PMI показал один из самых высоких уровней за последние 13 лет (54,7, по оценкам международного агентства S&P Global). Импульс продолжает исходить от внутренних продаж, в то время как экспортные снижались четвертый месяц подряд. Агентство отмечает и оптимистичные оценки производителей относительно роста промпроизводства в стране в ближайшие месяцы.

Сводный ценовой индекс металлоторговли MetalTorg.Ru за минувшую неделю (1-7 марта) вырос на 5,17 пункта (+0,5%) после роста за неделю предыдущую на 2,88 пункта (+0,3%). При этом ценовой подъём на прошлой неделе был отмечен по всем позициям – и плоский, и сортовой прокат, и трубы. Динамика стоимости х/к проката (86 933 руб./т на 7 марта, +0,5% за неделю) продолжает опережать г/к лист (69 491 руб./т на 7 марта, +0,3% за неделю). Продолжает расти в цене и арматура на ожиданиях активизации строительного сезона (67 015 руб./т на 7 марта, +0,8% за неделю). Компания Транслом прогнозирует рост цен на арматуру и лом в марте, в особенности в Центральном, Уральском и Южном округах (в среднем на 2 000 руб./т). Ожидания роста спроса на металлопрокат в конце первого-начале второго квартала приведены и в годовом отчёте ММК за 2023 г. Впрочем, комбинат связывает это лишь с сезонным пополнением запасов, в целом не ожидая бурного роста потребления стали в РФ из-за высоких процентных ставок.

На прошлой неделе свои оценки динамики спроса на сталь в 2023 г. представила ассоциация «Русская сталь». По словам её директора, потребление металла в России в годовом выражении выросло на 7,4%, причём наибольший рост показало автомобилестроение – на 29,3%. Увеличение спроса в машиностроении составило 10,2%, в строительстве и металлоторговле — 8,5%, а в энергетике снизилось на 4,5%. Почти 30-процентный рост спроса со стороны автопрома немного удивляет, поскольку, согласно данным Минпромторга, производство автомобилей всех типов в РФ в 2023 г. (720 тыс. штук) выросло по сравнению с 2022 г. только на 16%. Тем не менее, доказательством роста спроса на автолист является намерение южнокорейской Hyundai Steel перезапустить производство на своём российском сервисном металлоцентре по подготовке автолиста под Санкт-Петербургом. Об ожиданиях восстановления спроса со стороны автопроизводителей, а также отечественных производителей бытовой техники говорили на прошлой неделе и представители НЛМК.

Впрочем, как мы отмечали и ранее, вряд ли стоит надеяться на взрывную динамику роста отечественного автопрома. Напомним, что по итогам 2022 г. автопроизводство в России рухнуло примерно на 60% относительно 2021 г. Таким образом, в 2023 г. российский автопром произвёл лишь примерно половину от объёмов «докризисного» 2021 г. (около 1,5 млн единиц). В августе прошлого года Минпромторг представил свои долгосрочные прогнозы по развитию автопрома, оценивая производство всех видов автомобилей в стране к 2030 г. в 1,7 млн единиц. Иными словами, к 2030 г. динамика по отношению к 2021 г. составит лишь 10-15%.
Источник: Аналитическая группа "MetalTorg.Ru"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции