Информационно-аналитический журнал    Понедельник, 22 Апрель 2024 г.
Прокат:  299.83  +0.25% up   Сталь:  136.63   0% const
6 Фев. 2023
Китайский экспорт цинка и свинца восполняет пробелы в поставках на Запад
В прошлом году Китай впервые с 2007 года стал нетто-экспортером рафинированного цинка, в то время как экспорт рафинированного свинца остается сверхвысоким второй год подряд.
Сдвиг Китая в сторону нетто-экспортера данных металлов является редкой инверсией исторических торговых моделей и свидетельствует о сокращении их доступности в остальном мире.
Свинец и цинк часто называют родственными металлами, поскольку они встречаются в одних и тех же геологических породах. Если на руднике добывают цинк, есть большая вероятность, что там же добывают и свинец.
Металлы «расстаются» обычно на этапе переработки, но в последнее время у каждого из них случаются перебои в работе плавильных заводов, что приводит к взаимному дефициту, высоким премиям и низким биржевым запасам.
В прошлом году Китай пришел на помощь «осажденным» западным покупателям обоих металлов. Придется ли ему делать это снова в этом году?

ТОРГОВЫЙ ПОВОРОТ

В 2022 году Китай экспортировал 116500 тонн рафинированного свинца, что является самым большим объемом с 2007 года. Импорт составил ничтожно малые 1500 тонн. Это был второй год подряд чистого экспорта, в результате чего общий объем экспорта с начала 2021 года достиг 210000 тонн.
В предыдущие четыре года страна была скромным нетто-импортером свинца, за это время совокупный экспорт составил всего 43000 тонн.
Высокие премии в Европе и США продолжают привлекать рафинированный свинец из Китая: в декабре из страны было отправлено еще 16400 тонн, в том числе 1600 тонн в Германию и по 1000 тонн в Бельгию, Италию, Нидерланды и Турцию.
Чистый экспорт Китаем 1700 тонн рафинированного цинка в прошлом году может показаться не столь значительным, но он отражает не менее значительное изменение прежних торговых моделей.
Экспортные поставки в объеме 80900 тонн были самыми высокими с 2015 года и, как и в случае со свинцом, включали такие необычные направления, как Турция, Мексика и США.
Однако главным сдвигом стало сокращение импорта до 79000 тонн с 434000 тонн в 2021 году, что было самым низким показателем за последнее десятилетие. Еще в 2018 году Китай импортировал более 700000 тонн рафинированного цинка.
Масштабное снижение импорта отражает оптовое перенаправление азиатского металла на «голодные» европейские и американские рынки.

ПРОБЛЕМЫ С ПЛАВИЛЬНЫМИ ЗАВОДАМИ

Проблемы цинковых заводов сосредоточены в Европе, где высокие цены на электроэнергию привели к остановке трех заводов и сократили производство на других.
Компания Glencore перевела свои немецкие и итальянские заводы на консервацию и техническое обслуживание. Компания Nyrstar, принадлежащая Trafigura, закрыла свой французский завод в Auby и работает на пониженном уровне на своем голландском заводе.
Проблемы с поставками свинца связаны с продолжающимся закрытием плавильного завода Штольберг в Германии, который сейчас восстановлен после затопления в 2021 году, но ожидает одобрения регулирующих органов по поводу его продажи компании Nyrstar для возобновления производства.
Однако производство рафинированного свинца также сократилось в Канаде и Австралии из-за технического обслуживания заводов, а в Казахстане - из-за логистических проблем.
Цинк пострадал в Мексике и Канаде. В первом случае идет борьба с нестабильностью работы завода Valleyfield и рассматривается возможность вывода его на капитальный ремонт.
Цинковый завод Флин-Флон в Канаде произвел последний цинк в 2022 году после более чем 25 лет работы. Закрытие завода по производству вторичного свинца во Флоренции в Южной Каролине в 2021 году стало неожиданным ударом для американской цепочки поставок.

НИЗКИЕ КОТИРОВКИ НА LME

Совокупное воздействие всех этих проблем с заводами привело к истощению запасов свинца и цинка на Лондонской бирже металлов (LME).
Запасы свинца составляют всего 20200 тонн, а цинка - еще меньше - 16375 тонн, или всего 8275 тонн, если исключить металл, ожидающий физической погрузки. Запасы в обоих случаях измеряются часами, а не днями или неделями мирового потребления.
По данным Fastmarkets, европейские покупатели цинка по-прежнему платят более $500 за тонну сверх наличной цены ЛБМ, чтобы получить металл. Премия за рафинированный свинец на Среднем Западе США составляет более $400 за тонну по сравнению с наличной ценой LME.
В то время как западные рынки демонстрируют признаки постоянного дефицита физического металла, в Китае его предостаточно.
На складах Шанхайской фьючерсной биржи хранится 90983 тонны зарегистрированного цинка и 44681 тонна зарегистрированного свинца.
Дисбаланс запасов между востоком и западом говорит о возможности увеличения китайского экспорта в ближайшие месяцы.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛАВИЛЬНЫХ ЗАВОДОВ

Судьба Штольбергского свинцового завода находится в руках немецких властей, а судьба европейского сектора цинковых заводов - в руках рынка электроэнергии, который, как ожидается, ослабнет по мере выхода региона из пика зимнего использования.
По данным Citi, маржа цинковых заводов уже положительная, и Citi ожидает, что во второй половине года операционные показатели европейских заводов восстановятся с 71% мощности до 87% ("Metal Matters", 18 января 2023 года).
Банк прогнозирует профицит предложения в 70000 тонн в этом году благодаря восстановлению производства в Европе и увеличению выпуска рафинированной продукции в Китае, поскольку плавильные заводы повсеместно используют растущие расходы на переработку.
Появление "узкого места" рынка в виде работающих цинковых заводов привело к увеличению запасов добытого концентрата, ожидающего переработки в металл, и повышению спотовой платы за переработку до $250-280 по сравнению с прошлогодним эталоном в $230 за тонну.
Год перебоев в работе плавильных заводов и падения производства рафинированного свинца и цинка, как ожидается, уступит место гораздо более радужной динамике предложения в 2023 году.
Аналитики, участвовавшие в последнем опросе Reuters по цветным металлам, ожидают возвращения избытка свинца в этом году и избытка цинка в следующем.
Однако сроки и распределение этого профицита будут зависеть от того, плавильные заводы какого региона смогут быстрее всего отреагировать на улучшение экономической ситуации.
Если Китай сделает это первым, то прошлогодний дисбаланс между Востоком и Западом на рынках цинка и свинца может продлиться дольше, чем ожидалось. То же самое может произойти и с новыми торговыми потоками Китая.
Источник: Энди Хоум, обозреватель Reuters

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции