Прокат:  301.39  +0.3% up   Сталь:  136.63   0% const
22 Авг. 2022
Чилийский производитель РЗМ уверен в росте спроса
Спрос на «тяжёлые» редкоземельные материалы продолжит рост, считает исполнительный директор Aclara Resources Inc Рамон Баруа. Эта компания является подразделением крупной горнодобывающей компании Hochschild Mining и сконцентрирована на развитии редкоземельного проекта Penco в Чили. Добывающие работы на этом проекте с содержанием диспрозия и тербия на уровне 5,5% TREO (общее содержание редкоземельных оксидов) ведутся уже более 10 лет.

Как отметил г-н Баруа на декабрь 2021 г. объём средств, требуемых для развития месторождения ионно-содержащих глин в Чили, оценивался в $100 млн. – была завершена независимая экономическая оценка с очень позитивными результатами. Топ-менеджер также подчеркнул, что возглавляемая им компания нацелена на возможность достижения поставок рассеянных тяжёлых редкоземельных материалов, крайне востребованных в ходе настоящей «мировой революции» в электроэнергетике, что, в свою очередь, внесёт значительный вклад в декарбонизацию всей планеты.

Данное месторождение ионных глин весьма уникально, оно содержит практически все редкоземельные элементы, и особенности богато диспрозием и тербием, минерализация очень схожа с месторождениями в Южном Китае. Это супергенное месторождение глубиной до 40 м в некоторых областях, причём, по уверениям г-на Баруа не потребуется взрывных работ, дробление и измельчение породы будут сравнительно простыми и чистыми, и практически не будет хвостов и отвалов, а основным реагентом будут обогащающие материалы.

В ближайшие пять лет рынок редкоземельных элементов может столкнуться с очень жёстким дефицитом материалов с магнитными свойствами. Уже в 2021 г. после закрытия Китаем границы с Мьянмой (бывш. Бирма) практически прекратился приток «тяжёлого» редкоземельного концентрата для производства магнитов, в результате чего цены на оксид неодима и оксид тербия по сравнению с предыдущим годом возросли на 82% и 53% соответственно. Рост цен продолжился и в начале 2022 г., когда цены на оксиды неодима и тербия достигли $190 и $2387 за кг соответственно. Такой рост цен получил хорошее «подкрепление» в виде сильного спроса в секторе электромобилей и ветряных турбин.

Ясно, что месторождения ионных глин имеют очевидные преимущества, но таких месторождений в мире буквально единицы, что приводит к практически постоянному дефициту «тяжёлых» редкоземельных материалов.

Китай в последние годы предпринимает значительные усилия по укреплению своих и без того крепких позиций ведущего поставщика, особенно в направлении ужесточения экологических стандартов. При этом даже китайские поставки будут ограниченными. Ситуация с предложением представляется весьма непростой с точки зрения спроса – весь мир находится на самой ранней стадии «электрической революции». Несмотря на кажущееся взрывным распространение электромобилей и ветряных турбин, эти направления а самом начале своего развития. Мы вскоре должны увидеть аналогичное взрывное распространение «электрических» судов, самолётов, дронов-беспилотников, и прочих подобных направлений, все они потребуют эффективных и жизнеспособных редкоземельных материалов.

С большой вероятностью можно прогнозировать продолжение роста цен в условиях дефицита и едва ли не экспоненциального спроса. Также можно прогнозировать, что даже несмотря на высокие цены, в конце концов, просто не окажется достаточных объёмов редкоземельных материалов, доступных для всех потребителей. В выигрыше окажутся лишь компании, которые уже сегодня ведут борьбу за доступ к достаточным [редкоземельным] ресурсам.

По мнению Рамона Баруа, самым перспективным и многообещающим направлением является производство магнитов на основе неодима-железа-бора. У таких магнитов за последние годы достигнуты просто фантастические характеристики, и такие магниты – однозначно наилучший выбор в определённых технологических процессах. Эти магниты обеспечивают очень «своеобразную» эффективность при преобразовании электрической энергии в кинетическую и обратно.

В самом ближайшем будущем человечество будет испытывать потребность в исключительной эффективности всех процессов, связанных с получением и преобразованием различных видов энергии – это будет крайне важно для победы в настоящей войне против негативных изменений климата, заявил г-н Баруа.

Возвращаясь к более «приземлённым» и конкретным проблемам, он отметил, что одним из последствий растущего спроса на магнитные материалы высокой эффективности в таких потребляющих секторах, как производство двигателей для электромобилей, станет потребность в магнитах, сохраняющих высокую эффективность и при высоких температурах, а это означает потребность в диспрозии и тербии. Разведанных мировых запасов диспрозия и тербия в мире меньше, чем, например, запасов празеодима-неодима. Ионные глины являются превосходным источником диспрозия и тербия, но, к сожалению, такие глины редко обнаруживаются за пределами Китая и Мьянмы. Обнаружение таких глин в Чили обеспечит компании Aclara очень хорошие позиции в снабжении очень редкими элементами.

Развитие промышленных секторов, связанных с магнитами на основе неодима-железа-бора, на ближайшие пять лет представляется «ярким и обещающим» - по оценкам Международного энергетического агентства (IEA) в мировом производстве электромобилей совокупный годовой рост на период 2022-2030 гг. может достичь 31%, и это означает увеличение спроса на упомянутые магниты практически в два раза каждые два с половиной года.

Согласно прогнозу Международного агентства по возобновляемым источникам энергии ветряная энергетика, особенно прибрежные ветропарки, получат стремительное развитие - совокупный годовой рост на период 2022-2030 гг. может достичь 12%. В случае подтверждения подобного сценария спрос на магниты на основе неодима-железа-бора в секторе выработки электроэнергии с помощью ветра будет удваиваться каждые шесть лет.

Среди промышленных потребителей редкоземельных материалов с магнитными свойствами ведущую роль ожидаемо играет производство электромобилей, это направление по-прежнему выглядит очень перспективным для упомянутых материалов, поскольку для производства электродвигателей высокого качества требуются гарантированно стабильные поставки празеодима-неодима, диспрозия и тербия.

Производители электромобилей достаточно успешно выдвигают самые оптимистичные цели и в ближней, и в дальней перспективе. Примерами подобных планов является достижение производства электромобилей Tesla в 2022 г. до 1,4 млн. и выход Volvo к 2030 г. на продажи исключительно электромобилей, планы Китая по достижению к 2035 г. «исключительных» объёмов продаж электромобилей и авто с гибридными двигателями, планируемый на 2035 г. запрет на продажи авто с неэлектрическими двигателями в Великобритании. Кроме того, существует много других промышленных направлений с огромным потенциалом спроса на редкоземельные материалы для электродвигателей, например, дроны, которые пока воспринимаются в основном как что-то вроде игрушки, но которые весьма скоро будут адаптированы для транспортировки не только товаров, но и людей. Подобные «трансформации» будут требовать крайне эффективных электродвигателей, что, в свою очередь, потребует применения редкоземельных материалов для достижения подобного качества. В такой обстановке Aclara Resources Inc сохранит свои позиции в случае сохранения обеспечения стабильных поставок диспрозия и тербия для поддержания «жизнеспособности» новых технологий, уверен г-н Баруа.

По сравнению с Китаем, где продажи электромобилей в 2021 г. достигли почти 3,52 млн., развитие рынка таких средств передвижения в Южной Америке заметно отстаёт. Все местные рынки продолжают сильно зависеть от транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Не из-за предпочтений людей, просто в регионе электромобили практически недоступны. Дилеры и торговцы просто даже не начали поставок электромобилей из-за очевидно недостаточных цепочек поставок, особенно аккумуляторов. Правда, есть надежды, что ситуация улучшится в результате выполнения объявленной в родной для Рамона Баруа Чили в январе 2022 г. Национальной стратегии в области электрических средств передвижения, целью которой является достижение к 2035 г. нулевых выбросов от общественнего транспорта. Столица Чили г. Сантьяго уже является одним из городов за пределами Китая с крупнейшим парком автобусов-электромобилей – их число превышает 800 шт.

Многие страны стремятся, чтобы в 2030-2035 гг. на рынках транспортных средств присутствовали либо только электромобили, либо как минимум доля электромобилей стала доминирующей. Ведущие автопроизводители по всему миру приняли стратегии ускоренного развития в этом направлении. Но сейчас для достижения подобных технологических перемен присутствует очевидный дефицит многих необходимых материалов. Для наращивания производства электромобилей потребуются совершенно «невероятные» до последнего времени объёмы меди, лития, кобальта, никеля и опять-таки редкоземельных материалов. Можно уверенно прогнозировать во второй половине текущего десятилетия сохранение нехватки всё тех же диспрозия и тербия – это очень серьёзная проблема, которую будет очень сложно преодолеть с помощью известных сейчас проектов по добыче и производству тяжёлых редкоземельных материалов. Бессмысленно решать проблему увеличения производства электромобилей без устранения очевидного дефицита производства таких материалов – производство должно стать устойчивым в достаточных объёмах и при этом чистым с точки зрения экологии. Другого пути просто нет, убеждён Рамон Баруа.
Источник:

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции