Информационно-аналитический журнал    суббота, 17 апреля 2021 г.
Прокат:  385.96  +2.07% up   Сталь:  136.63   0% const
20 Янв. 2021
Китай продолжит играть "главную скрипку" на рынке феррованадия
Руфей Чжан, генеральный менеджер Shanghai Meikai International Trade Co, которая является главным агентом ЕВРАЗа по феррованадию на китайском рынке, дал интервью китайскому информационному порталу Asian Metal.

Как он сообщил, компания поставляет на китайский рынок главным образом феррованадий 50% и 80%, объём импорта меняется в зависимости от рыночного спроса – например в декабре 2020 г. на китайский рынок было импортировано и продано около 200 тонн феррованадия указанных спецификаций.

Китай является и крупнейшим производителем ванадия, но одновременно с этим в 2020 г. в страну было поставлено много ванадиевых продуктов с международного рынка. Значительные объёмы импорта ванадиевых материалов объясняются не нехваткой ванадия, а сравнительно высокими ценами на эти материалы в Китае. Обычная экономическая выгода является ключевым фактором направления в Китай ванадиевой продукции со всего мира. Пандемия изменила соотношения спроса-предложения на международном рынке, и по сравнению с предыдущими годами приток [ванадия] с международного рынка в Китай значительно возрос по двум вероятным основным причинам. Во-первых, с конца 2019 г. спрос на ванадий за пределами Китая был вялым из-за кризиса в автомобилестроении, а после «прорыва» COVID-19 по всему миру резко упал «конечный» спрос на ванадиевую продукцию, потянув вниз за собой и продажи. Во-вторых, спрос в Китае на ванадий остался весьма сильным – несмотря на негативный эффект пандемии, китайское производство необработанной стали практически не изменилось. По влиянием исключительно высокого производства арматуры во втором и третьем кварталах 2020 г. ощутимо возрос спрос на ванадий в китайской металлургии. В общем, стабильный китайский рыночный спрос и потенциал рынка дали уверенность, что мировая ванадиевая продукция не окажется не проданной.

Ясно, что присутствует некоторое сопротивление проникновению ванадиевой продукции на китайский рынок. Одной проблемой является цикличность поставок, почти все импортируемые ванадиевые продукты поставляются форвардно. Покупателю необходимо зафиксировать цену за 1-2 месяца до поставки, а при быстрых изменениях цен на рынке ванадия для покупателя такая ситуация – это большой вызов. Второй проблемой является ценовой тренд внутреннего китайского рынка, снижение цен на местном рынке приостановит приток форвардных поставок ванадия в Китай. Прежде чем восстановится рыночный спрос за пределами Китая уровень китайских цен на ванадий будет главным фактором, определяющим китайский импорт ванадиевой продукции. В-третьих, китайские покупатели предпочитают спотовые закупки, а у большинства зарубежных поставщиков нет спотовых складов в Китае. Shanghai Meikai International Trade Co смогла организовать режим спотовых поставок на таможенных территориях нескольких китайских портов, что обеспечило преимущества перед другими импортёрами.

Китайские цены на ванадий долгое время выше, чем на международном рынке. В последние месяцы корреляция цен на ванадий не слишком сильная. После пика COVID-19 в Китае и начала восстановления китайской экономики спрос на ванадий на международном рынке постепенно возвратиться в более-менее «нормальное» состояние, корреляция между китайским и международным рынками теоретически усилится, и цены возвратятся на сравнительно одинаковые уровни. При импорте ванадиевой продукции наиболее «научный» метод – брать цену внутреннего рынка как ориентир для ограничения импортной цены.

Пандемия привела к очевидному резкому снижению использования ванадиевой продукции на международном рынке, поставщики на нём стали ещё более зависимыми от китайского потребительского рынка. Ещё достаточно долго продолжение зарубежных поставок на китайский рынок будет неизбежным. Даже после смягчения пандемии COVID-19 с немалой вероятностью Китай останется нетто-импортёром ванадиевой продукции. При текущих объёмах импорта его влияние вряд ли можно назвать негативным, потенциал китайского спроса на ванадий просто огромен. Китайский спрос на арматуру является главным фактором развития рынка ванадия, который сейчас в периоде явного быстрого роста. В ближней перспективе рост китайского импорта может нести некоторое негативное воздействие, но по мере восстановления мировой экономики спрос на ванадий возвратится на нормальный уровень, и в более длительной перспективе негативного воздействия импортных поставок ванадия на китайский рынок не будет.

Ещё одним аспектом, влияющим на импорт ванадиевой продукции в Китай, является различие международных и китайских спецификаций и стандартов. Разница очевидна, особенно для ванадия, используемого в различных плавильных процессах, но эти различия в большей степени влияют на цены, чем на использование ванадия в каком-то технологическом процессе. Вряд ли такие различия «притормозят» импорт ванадия. Например, у китайских металлургов наиболее распространён 50%-ный феррованадий, в то время как 80%-ный материал используется в основном европейскими и азиатскими производителями стали. Спецификации ЕВРАЗа отвечают потребностям китайского рынка, продукция из некоторых стран и регионов – нет. Поэтому нередко китайские производители сплавов выбирают импорт пентоксида ванадия в хлопьях для производства феррованадия китайских стандартов для дальнейшей поставки «своим» металлургам. Некоторые зарубежные поставщики феррованадия уже активно производят феррованадий, так сказать, «заранее» отвечающий китайским стандартам.

При оценке взаимодействия и связей китайского и международного рынков картина несколько смешанная. Пока это экономически выгодно китайский и зарубежный рынки могут «крутиться» практически автономно. Для укрепления их связей «фокусной точкой» являются импортные и экспортные тарифы. Экспортный тариф в Китае отменён, но импортный в размере около 5% по-прежнему в силе. Китай сейчас активно продвигает создание Free Trade Area of the Asia-Pacific, FTAAP, Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Применительно к ванадию такая структура поможет продвижению связей местного и зарубежного рынков. С другой стороны, рынок ванадия и так уже очень «глобализированный» рынок, на котором крупный производитель вполне может иметь заказчиков и какую-то долю рынка в любом мировом регионе. Сложившаяся рыночная модель в целом уже позволяет поставщикам ванадия и производителям стали оптимизировать свои продажи и закупки.
Источник:

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции