Прокат:  212.27  0% const   Сталь:  136.63   0% const
9 Дек. 2019
CBMM осваивает новые технологии, но надеется на китайских строителей
Созданная ещё в 1955 г. бразильская компания CBMM (Companhia Brasileira de Metalurgia e Mineração) является мировым лидером в производстве и поставках ниобиевых продуктов. Продажи своей продукции компания осуществляет по всему миру, продаваемые материалы используются в автомобилестроении, инфраструктурных проектах, нефтегазовом секторе более чем в 50 странах. Коммерческий директор CBMM г-н Адальберто Паррейра недавно выступил с оценкой текущей ситуации и перспектив рынков ниобия и феррониобия.
Прежде всего топ-менеджер CBMM отметил, что по итогам 2018 года рост продаж продукции компании составил 26% с ожидаемым ростом в 2019 году ещё на 12% на фоне продолжающегося развития микросплавных сталей и эволюции содержания феррониобия во всех сегментах стального рынка.
Бразилия является ведущим мировым поставщиком ниобия, обеспечивая почти 90% продукции, доступных на мировых рынках. Кроме Бразилии, значимые запасы ниобия находятся в России, США, Австралии, Канаде, Африке.
CBMM имеет возможность инвестировать огромные средства в расширение производства – по уверениям руководителя CBMM в 2019-2020 гг. инвестиции в расширение завода Araxá составят 450 млн. реалов (около $110 млн.), что позволит к конце 2020 года довести годовое производство феррониобия до 150 тыс. тонн. В 2021 году планируется дальнейшее расширение производственных мощностей на 10%, что позволит достичь объёма производства феррониобия до 210 тыс. тонн в год. В перспективе ожидается одобрение инвестиций чуть ли не до $750 млн., причём их рост напрямую связан с развитием мирового рынка феррониобия.
Стратегические планы CBMM нацелены на постоянное соответствие предложения мировому спросу на ниобий, что объясняет постоянный рост инвестиций в развитие производства. Руководитель CBMM отметил, что, несмотря на рост продаж, постоянно приходится «держать в уме» необходимость увеличения запасов.
При очевидном росте поставок феррониобия в китайскую металлургию, спрос на него вполне ощутим и в металлургии Южной Америки – в течение 2019 года региональный спрос переживал настоящий бум, в частности, в Бразилии за первое полугодие 2019 года спрос увеличился на 9%, а в целом в Южной Америке спрос на феррониобий за это же время укрепился на 11%.
Г-н Паррейра не считает, что столь часто упоминаемая зависимость между ценами на ванадий и ниобий действительно так уж сильна и «влиятельна». По его мнению, из общего объёма продаж ниобия в Китае лишь 4000-6000 тонн можно считать заменой ванадию в виде добавок ниобия в производимую длинномерную стальную продукцию, особенно в арматуру. Г-н Паррейра видит огромный потенциал в расширении применения микросплавных элементов в арматуре, что позволяет повысить однородность структуры сталей. Введение в Китае новых стандартов повышения качества арматуры по идее должно было ускорить темпы замены обычных углеродистых сталей на микросплавные стали. В этом направлении у ниобия есть ценящееся всеми рынками определённое преимущество в виде более стабильной цены. Но такая ценовая стабильность требует от производителя, в данном случае от CBMM, постоянного высокого качества продукта и его наличия, хороших взаимоотношений с клиентами, высоких уровней технической поддержки и инновации.
Г-н Паррейра отметил также, что, помимо роста потребления феррониобия в наиболее заметном «традиционном» секторе производства сталей с высокой добавленной стоимостью, наблюдается значительный рост - в течение ближайших 10 лет он может превысить 10% в год - использования ниобий-содержащих материалов в сравнительно новых приложениях. CBMM практически “экспоненциально” наращивает инвестиции в развитие применения ниобия в автомобилестроении и энергетическом секторе, особенно в автомобильной электронике. Нанокристаллы ниобия играют ключевую роль в системах снижения помех, интегрированных в так называемые информационно-развлекательную среду автомобиля. Без таких систем магнитные помехи между электронными компонентами авто могут стать серьёзной проблемой для безопасности всего авто.
CBMM разработала также рафинированный сплав на основе алюминия-ниобия-бора, который показал впечатляющие результаты для применения в колёсах и головках цилиндров. Использование ниобия значительно повышает свойства алюмокремниевых литейных сплавов, что позволит создавать элементы конструкции автомобиля со сложной геометрией и при этом с высокой однородностью материала. Помимо очевидного улучшения механических свойств (упругости и растяжения) это существенно снижает также отходы при производстве.
В партнёрстве с Toshiba Corporation CBMM в настоящее время работает над развитием литиевых источников питания с использованием смешанных оксидных анодов на основе ниобия и титана. Контракт, подписанный CBMM и японским электротехническим гигантом, предусматривает новое поколение источников питания с более высокими свойствами – длительность использования, безопасность и сверхбыстрая зарядка, что крайне важно при быстрорастущем спросе на электромобили. Другим перспективным направлением является использования ниобия в никелевых источниках питания, в результате чего достигается стабильность свойств никеля в этих устройствах при снижении потребности в кобальте.
Ниобий также присутствует в так называемых суперсплавах (жаропрочные сплавы с особо высокими свойствами) на основе никеля, которые используются в авиационных и ракетных двигателях. В 2017 году CBMM основала специальную лабораторию для работ по этим материалам с целью применения ниобия в компонентах турбин и повышения их эффективности и срока действия.
Что касается феррониобия, то Китай по-прежнему является его крупнейшим потребителем с соответствующим влиянием на глобальный рынок. В сегменте структурных сталей (для крупных строительных и инфраструктурных проектов) наблюдается и прогнозируется рост продаж ниобия для производства плоских сталей и профилей – это обусловлено повышением стандартов в строительстве с ростом потребности в прочных сталях. CBMM видит потенциал развития сектора арматуры в Китае – в 47% производимой в стране арматуры до сих пор не используются микролегирующие элементы. У микролегирования в производстве арматуры потенциал весьма велик, комбинация ниобия с другими элементами (например, ванадием и титаном) обеспечивает высокую прочность сталей при более однородной структуре. До конца этого года в Китае будет проводится инспекционная кампания по внедрению новых стандартов производства арматуры, которая должна ускорить замену традиционных углеродистых сталей сталями на основе микролегирования.
По итогам 2018 года зафиксирован рост мирового рынка феррониобия на 20% по сравнению с 2017 годом, а CBMM в 2018 году удалось добиться одного из лучших экономических и финансовых результатов в истории – по сравнению с предшествующим годом объём продаж феррониобия возрос на 26,04%, нетто-доход в 2018 году составил $2,015 млрд., рост на 33% при сравнении «год-к-году». По уверениям руководителя CBMM это является прямым следствием стратегии компании по расширению и развитию рынка ниобия, и спроса на нём.
Рост влияния CBMM отмечен во всех сегментах, в которых она присутствует: структурные стали, автомобилестроение, нержавеющие стали, нефтегазовый сектор. Такое широкое присутствие CBMM обеспечивает диверсификацию продаж феррониобия в металлургию.
По предварительной оценке, руководитель CBMM оценивает мировой рынок ниобиевых продуктов примерно на уровне 130 тыс. тонн (для сравнения в 1960-х гг. он едва «дотягивал» до 1 тонны в год) при доле феррониобия не менее 120 тыс. тонн. Согласно прогнозу аналитиков CBMM, ежегодный рост рынка феррониобия при благоприятном прогнозе может достигать 12% благодаря развитию сектора микролегирующих сталей и эволюции добавления феррониобия в стали, производимые во всех секторах металлургии (особенно связанных с энергетикой, транспортом и инфраструктурой), не беря во внимание приложения за рамками металлургии.
Источник:

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции