Информационно-аналитический журнал    четверг, 21 сентября 2017 г.
Прокат:  287.78  0% const   Сталь:  136.63   0% const
31 Авг. 2017
Экспорт углей Евраза ограничивает загруженность железных дорог
Evraz Романа Абрамовича и партнеров может серьезно нарастить добычу твердых марок коксующихся углей. Сейчас компания добывает около 3 млн тонн этих марок, но планирует увеличить добычу до 9 млн тонн за пять лет за счет покупок. В частности, входящую в Evraz «Распадскую» подталкивают к этому транспортные ограничения по экспорту ее основных жирных марок углей через Дальний Восток. В РФ спрос на твердые марки есть, а при экспорте этот уголь может столкнуться с конкурентами из Австралии.

«Распадская» может нарастить добычу в 2017 году на 7% (до 11,2 млн тонн), заявил глава угольного дивизиона Evraz Сергей Степанов. Он отметил, что технологически можно увеличить добычу и на 12%, но такого роста продаж ждать не приходится, поскольку «есть проблема вывоза угля марки ГЖ в восточном направлении». При этом жирные марки углей (Ж, ГЖ и ГЖО) составляют основу бизнеса «Распадской»: это до 95% ее добычи (5,9 млн тонн за январь—июнь 2017 года) и 86% запасов (1,3 млрд тонн на конец 2016 года).

По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, до 15% вагонов из Кузбасса (до 600 вагонов в сутки) не может выехать в восточном направлении. У этого много причин — летние ремонты и строительные работы на БАМе и Транссибе, сложная ситуация с локомотивами на Дальнем Востоке (высока частота поломок), дефицит полувагонов, хотя на них угольщики «денег вынужденно не жалеют». При этом, добавляет эксперт, с точки зрения технологий — использования твердых ниток графика, внедрения тяжеловесного движения и инновационных вагонов — сделано практически все, что возможно. Как замечает господин Бурмистров, ОАО РЖД не ожидало столь масштабного роста перевозок угля, перераспределения перевозок из Кузбасса на восток и Восточный полигон оказался не готов к приему такого количества вагонов. Нехватка пропускной способности приводит к ожесточенной конкуренции угольщиков на уровне лоббистских ресурсов в ОАО РЖД за согласование заявок на восточный экспорт, говорит аналитик.

На этом фоне Evraz решил развивать продажи в западном направлении — как на внутренний рынок, так и на экспорт, прежде всего на Украину. Но это потребует роста добычи твердых марок коксующихся углей (К, КО, КС, ОС), на которые пока приходилось около 3 млн тонн из 22 млн тонн годовой добычи Evraz. В частности, у «Распадской» это всего 5–10% добычи и 14% запасов (179 млн тонн). По словам Сергея Степанова, добыча на «Распадской-Коксовой», которая приостанавливалась в 2015 году, может выйти на 1,5 млн тонн в год, а за пять лет Evraz может «за счет точечной покупки небольших лицензий на рынке нарастить их (твердых марок.— „Ъ“) добычу до 9 млн тонн в год» (цитата по Reuters). Инвестиции топ-менеджер не назвал, в Evraz не ответили „Ъ“.

Анатолий Яновский, заместитель министра энергетики РФ, 27 августа в интервью ТАСС

К сожалению, наращивание экспортных потоков российского угля сдерживается. В настоящий момент основным препятствием является загруженность железных дорог. Они работают на максимуме и не могут перевезти больше в восточном направлении

Сейчас в РФ добывается около 20–22 млн тонн угля марок К, КО и КС при внутреннем спросе в 15–16 млн тонн в год, оценивает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Основные объемы приходятся на «Мечел», причем самую ценную марку К под экспорт добывает «Якутуголь» (свыше 9 млн тонн в год), отмечает эксперт. Более чем вдвое наращивает добычу марки К входящая в ПМХ шахта «Бутовская» (до 2,7 млн тонн), твердыми марками коксующихся углей занимаются кемеровские «Стройсервис», «Северный Кузбасс» и ряд более мелких игроков. Основные проекты в РФ в последние десять лет были направлены преимущественно на добычу жирных марок, поэтому на рынке есть определенный дисбаланс, указывает господин Худалов. По его мнению, Evraz может начать скупку и лицензий, и небольших компаний. Если говорить о разработке новых месторождений, то перспективы на внутреннем рынке есть за счет вытеснения менее качественного угля, тогда как при экспорте дополнительные объемы будут сталкиваться с серьезной конкуренцией со стороны Австралии, заключает эксперт.

Спрос на твердые марки со стороны металлургов РФ есть: ПМХ сообщал в июле, что увеличивает мощности «Бутовской» и запускает шахту им. Тихова (Ж и 2Ж), чтобы повысить самообеспеченность и качество сырья. Ранее гендиректор ММК Павел Шиляев, представляя стратегию группы до 2025 года, отмечал, что там готовы рассмотреть предложения по угольным активам с маркой К, поскольку входящий в группу «Белон» добывает только жирные марки.

Источник: "Коммерсантъ"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции