Прокат:  300.07  0% const   Сталь:  136.63   0% const
7 Дек. 2010
"Брок-Инвест-Сервис": ИТ двигают металл
Получить конкурентное преимущество на рынке металлоторговли можно только с помощью эффективных ИТ-инструментов. Выигрывает тот, кто обеспечивает оперативное принятие решений и прозрачность процессов. Интервью порталу CIO-World.ru дал Игорь Чепенко, генеральный директор компании «Брок-Инвест-Сервис».

- В чём специфика вашей компании с точки зрения развития информационных технологий (ИТ)?

- Вообще, наш бизнес весьма специфичен. Металл – товар громоздкий, он требует сложной организации логистики. На складах хранятся от 45 до 60 тыс. тонн продукции, от 1500 до 2000 наименований.

До кризиса к нам от поставщиков приходило до 30 вагонов продукции в день (от 1600 до 2000 тонн), столько же мы отгружали клиентам. Сейчас оборот примерно на 30% меньше, но всё равно это огромные объёмы.

Торговля металлом – очень проблемная зона для автоматизации. Одна из основных сложностей в том, что металл к нам приходит пачками, маркированными, как правило, только заводскими бирками, на которых выбиты марка стали, вес и геометрические параметры.

Перед отгрузкой потребителям необходимо «разбить» эти пачки по запрошенным единицам продукции и при необходимости разрезать металл. Соответственно, заводская маркировка разбивается, а получающийся штучный товар никак не помечен. Что же делать?

Одно время мы пытались использовать штрихкодирование и радиометки. Поскольку работа с металлом проходит на открытом воздухе в любое время года, то часто отказывала электроника. Отдельные единицы продукции практически не подлежали штрихкодированию. Например, физически невозможно наклеить штрих-код на каждый прут арматуры, коих в пачке 1500 штук.

Эти объективные сложности привели нас к формированию новых бизнес-процессов учёта и контроля. С помощью специальных алгоритмов мы стали «зашивать» продукцию в нашу информационную систему «АСУ БИС», которую развиваем с 1995 г. Система прежде всего сильна тем, что позволяет принимать оперативные решения, с её помощью менеджеры в режиме онлайн могут отслеживать всё, что происходит в компании: закупки, размещённые товары, формирование маржи по группам товаров и т.д.

Реализованы элементы финансовой аналитики. При этом «АСУ БИС» - система больше управленческая, бухгалтерская составляющая в ней реализована слабо. Поэтому в дополнение была внедрена 1С. Что касается нашей базы данных, то вначале она была реализована в Access, затем мы перешли на SQL Server.


- Задействована ли ваша система в логистических операциях?

- Да. Вообще, наша модель бизнеса по большому счёту состоит из двух частей – торговли и логистики. Соответственно, логистические операции охватывают весь склад и доставку. Система логистики формирует пакеты отгрузок, она подсказывает линейному персоналу где что лежит и что из этого нужно взять.


- В последние годы цены на металл очень нестабильны. Как с помощью ИТ сделать ценообразование гибким и эффективным?

- За годы развития информационной системы у нас налажена устойчивая эффективная работа практически всех блоков, в том числе и блока ценообразования. Действительно, цены на металл очень неустойчивы. С 2004 г. металлургия пребывает в динамичном состоянии, поскольку даже в рамках одного квартала могут происходить как ценовые скачки, так и резкие падения. В текущем 2010 г. колебания особенно сильные: взлёт, падение, новый взлёт, затем опять падение. В таких условиях очень важная задача компании сделать ценообразование максимально гибким.

Чтобы выдерживать хорошую маркетинговую позицию, постоянно обеспечивая клиентам товарный запас и при этом не допуская излишков на складах, мы пришли к идее перманентного ценообразования. Сотрудники «Брок-инвест-сервис» уже привыкли к тому, что расценки на металлопрокат порой приходится менять несколько раз в день. С помощью нашей системы можно формировать протокол цен с той регулярностью, которая требуется, и ровно на те товары, на которые это необходимо. Менеджеры регулярно получают свежую информацию. При этом если клиент выписал товар, цена для него фиксируется на актуальном в тот момент времени рубеже, независимо от падений и взлётов условия покупки не меняются - это однозначно. На мой взгляд, ИТ выполняют все требования по гибкости ценообразования, что позволяет нам действовать эффективнее конкурентов.


- Расскажите о системе электронных торгов «Брок-Инвест-Сервис».

- Собственной торговой системы у нас нет, но мы участвуем на различных внешних площадках. Почти все наши клиенты – это средние компании, объём одного заказа, как правило, невелик. Такого рода потребители пока ещё не стали завсегдатаями торговых площадок.


- Ваша компания имеет огромные складские площади. Как там организована связь между сотрудниками?

- Наш складской комплекс расположен в подмосковном посёлке Октябрьский и занимает 10 гектаров. Почти весь товар хранится под открытым небом. Разобраться в дебрях металла без специальных средств, конечно, было бы невозможно. Во-первых, на территории комплекса проложено оптоволокно, которое доходит до всех рабочих мест. Персонал на территории использует рации и DECT-телефоны. Стропальщики получают задание и могут довольно быстро найти необходимую продукцию. Кроме того, складской комплекс «накрыт» системой видеонаблюдения, которая призвана следить не столько за линейными сотрудниками, сколько определять «узкие места», где происходит скопление машин. Диспетчеры, получая такую информацию, направляют машины на свободные участки, обеспечивая тем самым равномерную загрузку склада.


- Применяются ли у вас навигационные системы для контроля доставки грузов?

- Чем металлоторговая компания может выделиться на фоне конкурентов? Ведь металл у всех примерно одинаковый, ГОСТированный. Поэтому очень важны внутренние технологии и скорость работы. Новый клиент может выбрать вас случайно, но он вернётся к вам только в том случае, если вы обеспечиваете оперативную отгрузку и своевременную доставку. До 40% продукции, или 15-18 тыс. тонн ежемесячно, «Брок-Инвест-Сервис» доставляет собственным транспортом. Механизм склада функционирует круглосуточно: продукция привозится, грузится, готовится, комплектуется, укладывается, увозится. Ритмика, заданная потребителем, заставляет нас контролировать автомобиль с металлопродукцией на протяжении всего маршрута. На сегодня 100% наших автомобилей оснащены системами слежения, мы в любой момент видим, где находится машина, определяем причины остановок и т.д. Когда мы ввели эту систему, наша доставка сразу стала работать лучше, так как появились предсказуемость и прозрачность.


- Каковы наиболее актуальные направления развития ИТ в вашей компании на ближайшие несколько лет?

- Во-первых, перед нашей компанией с помощью ИТ стоит цель в 3-5 раз увеличить долю металлообработки в нашей выручке. Пока она составляет всего 5-8%, остальное приходится на продажу необработанного чёрного металла. Дело в том, что процессы металлообработки и её учёта достаточно сложны: резка, сварка, сверление, окраска и т.д. Благодаря этим процессам из куска металла возникает изделие. Все перечисленные мной процессы требуют совершенно иного уровня ИТ, и, возможно, нам потребуется не один год работы. Предстоит интересный проект - нашей системе будет куда расти. Самое главное – чтобы клиенты в результате почувствовали прозрачность всех процессов.

Во-вторых, мы хотим увеличить зону своих продаж. Пока мы работаем только на регионы Центрального федерального округа, но будет открывать новые направления. На сегодня открыто 13 офисов продаж, каждый из которых терминально связан с главной базой данных, то есть функционально ни один региональный офис не отличается от центрального. Задача ИТ – обеспечить подключение и нормальную работу новых офисов. В-третьих, всё-таки есть намерение развить систему электронной торговли. Мы должны дойти до тех инструментов, которые приняты в развитом торговом сообществе Сети. Это новая для нас тема, которая меня лично увлекает, когда я как потребитель продукции российских и западных интернет-магазинов смотрю за развитием их функционала. Будет ли электронная торговля востребована нашим потребителем – пока вопрос. Всё-таки металл - товар специфический, иногда его лучше смотреть, прежде чем заказать. Но при ужесточении параметров качества и высоком уровне доверия к компании, думаю, интернет-торговля станет привычным делом.

Ещё одно актуальное направление наших инвестиций в ИТ – предоставление клиенту возможности зайти в личный кабинет и увидеть статус заказанного груза, расчёты, понаблюдать за ходом того или иного процесса по металлообработке и т.д. Пока это мечта, но, как показывает опыт других наших проектов, она обязательно станет реальностью.

Андрей Арсентьев
Новые компании
Спрос на металл
Предложение металла

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции