Прокат:  302.35  +0.76% up   Сталь:  136.63   0% const
17 Фев. 2010
Александр Дейнеко: трубники возмущены поставками японских труб на Nord Stream
Несмотря на экономический кризис, отечественная трубная индустрия с уверенностью смотрит вперед. Ведь эта отрасль - одна из немногих, где призыв президента Дмитрия Медведева к модернизации осуществляется не на словах, а на деле. Об этом и многом другом корреспонденту "Известий" Алексею Аронову рассказал директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко.

известия: Александр Дмитриевич, хотелось бы начать с результатов тендера по закупке труб для первой и второй очередей строительства газопровода "Северный поток", объявленных в январе 2010 года. Насколько справедливыми, по-вашему, являются его итоги?

александр дейнеко: Давайте вспомним историю вопроса. Как известно, акционерный капитал оператора проекта, компании Nord Stream AG, разделен между участниками следующим образом: Россия в лице "Газпрома" - 51%, Германия - 40%, Нидерланды - 9% акций.

В силу того, что на момент проведения тендера для первой нитки газопровода производить нужную продукцию был готов только Выксунский металлургический завод (ВМЗ), он один и получил это право. Его доля составила 25% в общем объеме поставок. На большее мы в тот момент не претендовали.

Тендер для второй очереди проекта был объявлен в прошлом году, на этот момент одношовные трубы большого диаметра в России производили уже три трубных завода, которые, к слову, могли бы обеспечить весь необходимый заказ. Поэтому Фонд развития трубной промышленности выступил с предложением о разделении всего объема поставок между Россией и ФРГ. После чего немецкая сторона проведет свой тендер, российская сторона - свой. Конечно, при подтверждении высокого качества продукции.

Все российские производители труб большого диаметра к тому времени прошли аудит на соответствие самым жестким международным требованиям. Приезжали к нам норвежцы - это законодатели мод в подводном трубопроводном транспорте, имеющие наибольший опыт строительства трубопроводов в Северном море. В результате два предприятия были допущены к тендеру, но российская доля осталась прежней - 25%, которая досталась ВМЗ.

При этом появился поставщик в лице японской компании "Сумитомо", получивший право на поставку 10% труб (примечательно, что Япония не участвует в финансировании данного проекта). Остальное забрала германская фирма "Европайп" - 65%. Мы, конечно, крайне возмущены таким распределением.

и: Что вы предлагаете?

дейнеко: Лет пять-семь назад, когда реализовались проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", существовал закон о разделе продукции, в соответствии с которым не менее 70% сырья, материалов, комплектующих должно было поставляться российскими поставщиками. Сегодня мы предлагаем более мягкие условия. Российские производители должны получить квоту в 51%, которая соответствует нашей доле в строительстве "Северного потока". Последний раз это предложение было озвучено премьеру Владимиру Путину 24 июля 2009 года во время его визита в Магнитогорск. И он согласился с нашим подходом, сказал, что даст указание представителям государства в органах управления "Северного потока", чтобы во время проведения тендера это условие было соблюдено. В августе первый вице-премьер Игорь Шувалов подписал соответствующую директиву, а затем наступила тишина. И никакого нормативного акта, защищающего интересы наших предприятий, как не было, так и нет.

и: Многие производители жалуются на высокие железнодорожные тарифы, съедающие существенную часть их прибыли. Как складываются ваши отношения с перевозчиками?

дейнеко: Мы системно подходим к этому вопросу. Жаловаться на железнодорожников не хотим, нет смысла. Более того, ОАО "РЖД" пошло нам навстречу: для нас вагонная норма снижена до 20, 30, 45 тонн - это не приводит к штрафным санкциям за недогруз вагона. Проблема в другом. Перевозя по суше на расстояние 5-7 тысяч километров трубу или буровой станок, мы привозим до 1000 долларов бесплатного бонуса нашим конкурентам из Китая, Японии, Индонезии, Южной Кореи. С одной стороны, большая протяженность страны - наше преимущество, и его надо использовать. С другой - по суше на такие расстояния те же трубы мало кто возит в мире. Как правило, это морские перевозки. Так что это не проблема ОАО "РЖД", а проблема нашей транспортной политики, которая устроена так, что чем больше глубина переработки груза, тем выше тариф.

и: Какая-то безвыходная ситуация получается...

дейнеко: Пока мы не увидим, что кто-то в стране начнет заниматься разработкой концепции межотраслевого сопряжения стратегий развития разных отраслей, так и будет. В результате действующей сегодня тарифной политики России разрывается единое экономическое пространство страны. Есть регионы, куда невыгодно везти продукцию, - тот же Дальний Восток. Ведь у нас исторически сложилось так, что география трубного кластера - это европейская часть и Урал. Но если бы нам государство сказало, что в ближайшие 15-20 лет на Дальнем Востоке потребление труб составит не менее 25-30 миллионов тонн трубной продукции, мы бы задумались - чем возить туда, лучше построить что-то на месте. Но, к сожалению, мы наталкиваемся на то, что нам говорят: вы что, хотите Госплан возродить? Ну а почему нет? Газотранспортная система, которую "Газпром" хочет развернуть в восточных регионах, должна быть построена в период до 2030 года. Наш инвестиционный цикл - 7-10 лет, окупаемость примерно столько же. То есть планировать на 15-20 лет вполне возможно.

и: В 2009 году Фонд развития трубной промышленности добился применения пошлины в 8% на дешевые трубы большого диаметра из Китая. Продолжит ли эта пошлина действовать в 2010-м?

дейнеко: Сейчас мы занимаемся тем, чтобы продлить срок действия этой пошлины. Ведь от китайского демпинга страдают не только российские производители, но и в конечном итоге потребители. Тот опыт, который у них имеется, в общем-то негативный. Например, закупили для строительства нефтепровода ВСТО-1 140 тыс. тонн китайских труб. Но для магистральных линий они не подошли и были использованы по другому назначению.

и: Другой поставщик дешевых труб в Россию, как известно, Украина...

дейнеко: Поэтому сегодня действует антидемпинговая пошлина на поставки этой продукции. Но одновременно установлена квота на первый квартал этого года в размере 55 тыс. тонн трубной продукции по льготному тарифу - для компании "Интерпайп" персонально. Против этого мы категорически возражаем. Достаточно сказать, что ущерб российской трубной отрасли в 2009 году из-за недопоставки труб отечественного производства составил около $200 млн. Кроме того, мы подали заявку на увеличение импортной пошлины. Потому что украинские поставщики продолжают, несмотря ни на что, демпинговать. 30 декабря 2009 года в результате рассмотрения этого заявления Минпромторг России открыл расследование. А вообще эта история тянется с 2000 года, когда Украина затеяла эксперимент в металлургическом комплексе: там начали списывать пени, штрафы, задолженности, предприятиям дали льготы. После этого-то они и начали демпинговать. А мы уже 10 лет периодически возбуждаем разные расследования.

и: Как я понимаю, цена - это единственное преимущество украинских труб.

дейнеко: В общем, да. Такая продукция не может быть по определению качественной. Ведь она изготовлена с помощью технологий 60-70-х годов прошлого столетия. На Украине основные фонды изношены, они сейчас проедают то, что было создано в советское время. Хозяева и акционеры российских предприятий мощно рванули вперед, а Украина осталась там же, где и была. Ни "Газпромнефть", ни ТНК-ВР, ни "ЛУКОЙЛ", ни "Сургутнефтегаз" - никто не подтверждает нам, что закупает украинскую трубу для бурения, для эксплуатации своих скважин. Все они покупают себе российские трубы или трубы, произведенные в дальнем зарубежье.

и: Вы сказали, что российские предприятия далеко шагнули вперед. В чем это выражается?

дейнеко: За период 2003-2009 годов трубные компании инвестировали в модернизацию своих мощностей более $8 млрд. И сегодня наши затраты на модернизацию достигли примерно $200 на тонну товарной продукции. Аналогов в других отраслях не видно. Главное достижение российских трубников - это замена мартеновского производства, дедовского метода производства стали, когда сталевары жили не больше 45 лет. На смену мартенам пришли электропечи - экологически чистые и энергоэффективные. Делая модернизацию, мы старались собрать все лучшее, что есть в мире: от оборудования и технологий до управленческого опыта. Сегодня более половины трубной продукции в России выпускается на самом современном оборудовании. Наша отрасль по техническому уровню развития является самой передовой в мире. Более того, мы уже разработали и производим продукцию, аналогов которой нет нигде в мире, осваиваем нанотехнологии. Для того чтобы повысить износостойкость труб, мы, скажем, предлагаем делать поверхностные, защитные слои из наноматериалов.

и: Как отразился кризис на трубной промышленности? Насколько эффективной оказалась поддержка государства в это нелегкое время?

дейнеко: За 2009 год рынок просел на 15%, само производство - примерно на 9%. Наиболее сложный период был в четвертом квартале прошлого года и первом квартале нынешнего. Все резко схлопнулись, уползли в свои раковины, перестали покупать и заказывать. Падения были и на 40, и на 50%. Надо сказать, что во второй половине прошлого года государство оперативно отреагировало на ситуацию: все трубные компании были включены в список системообразующих. Суммарно российские трубные компании получили от государства примерно 35 млрд руб. на рефинансирование кредитов, взятых в зарубежных банках. Следом подоспело строительство газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток. За последние 4 месяца 2009 года российские производители поставили для строительства магистральных трубопроводов около 700 тыс. тонн ТБД. Это очень приличный объем.

и: Как обстоят дела с экспортом?

дейнеко: За прошлый год он увеличился примерно на 17%. Это традиционные для нас регионы - страны СНГ, Ближнего Востока, Северной Африки. Начались поставки в страны Центральной и Южной Америки, проникновение в глубь африканского континента. Вообще, география экспорта постоянно расширяется - в 2003 году было 15 стран, в прошлом году - уже 80 стран. Мы считаем - это прямое следствие модернизации наших мощностей.

и: Ваш прогноз на ближайшее будущее?

дейнеко: Мы традиционно консерваторы. Потребление труб в прошедшем году сократилось на 16% - до 6,2 млн тонн продукции. В этом году, думаю, выйдем на показатель 6,3 млн тонн. Как видите, рост если и будет, то непринципиальный. К сожалению, никаких признаков оживления со стороны строительства, со стороны энергетического машиностроения, со стороны химического машиностроения пока нет.

и: Значит, без помощи государства опять будет не обойтись...

дейнеко: Да, мы ожидаем, что государство предпримет дальнейшие меры, направленные на стимулирование спроса трубной продукции. Но важно, чтобы эта помощь оказывалась в течение нескольких лет. Тогда мы получим возможность освоить проектные мощности вновь введенных агрегатов. И необходимость в защитных мерах отпадет сама собой - по соотношению цена-качество мы выйдем на мировой уровень. И в течение пяти ближайших лет отчисления в бюджет составят более 60 млрд руб. налогов.

Что касается стимулирования экспорта высокотехнологичной, наукоемкой, конкурентоспособной трубной продукции. В России имеется замечательный инструмент с немного мудреным названием - компенсация процентных ставок по экспортным кредитам, полученным российскими предприятиями в российских банках. Но в этом году деньги, выделенные на эту программу, уже закончились, поэтому мы предлагаем увеличить лимит с нынешних 6 млрд рублей до, скажем, 12 млрд руб.

Хотел бы в заключение сказать, что трубная промышленность - это ведь не только экономика, но и соцсфера. В отрасли трудится свыше 100 тыс. человек, а если еще семьи посчитать - более 300 тыс., и, как правило, заводы находятся в пяти моногородах, принявших на себя основной удар кризиса.
Источник: Известия
Новые компании
Спрос на металл
Предложение металла

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции