Прокат:  300.07  0% const   Сталь:  136.63   0% const
29 Сен. 2009
Нашим потребителям нужно больше стали
У Лакшми Миттала, одного из самых богатых людей на земле, новая мантра: «Выигрывают те, кто никуда не торопится и остается уравновешенным». Еще 10 лет назад компании ArcelorMittal просто не существовало. Теперь она производит 10% стали в мире. Миттал строил холдинг, скупая заводы по всему миру. Стратегия быстрого роста отлично работала до прошлого года, когда мировая экономика испытала спад. ArcelorMittal, штаб-квартира которой находится в Люксембурге, три раза подряд объявляла о квартальных убытках (в последний раз — на $792 млн). Ряд аналитиков ожидают убытков и в текущем квартале. Миттал же думает, что худшее позади. Правда, его компания еще не скоро вернется к тому устойчивому росту, который демонстрировала после слияния в 2006 г. Arcelor и Mittal Steel. Сейчас ArcelorMittal делает ставку на развивающиеся рынки, в том числе СНГ.

— Какие меры принимала компания в прошлом году, когда начался спад в экономике?

— За девять месяцев мы снизили постоянные издержки на $10 млрд, т. е. на 30-35%. Кризис стал для всех шоком. Все надеялись, что улучшение наступит уже через один-два квартала. ArcelorMittal немедленно приняла ряд мер. Мы объявили о снижении объемов производства. Уменьшили материально-производственные запасы. Снизили цены. В сентябре мы закрыли производство в Европе и США. Перестали принимать сырье от всех поставщиков. Немедленно начали пересмотр организационной структуры и сократили многие позиции в различных подразделениях. Ввели сокращенный рабочий день.

— Что можно было бы сделать иначе? Где вы допустили ошибки?

— После слияния в 2006 г. ArcelorMittal сфокусировалась на стратегии роста. Мы создали компанию, производящую 420 млн т стали, и надеялись за пять лет увеличить эту цифру до 450 млн т. Мы сделали ставку на развивающиеся рынки: Бразилию, Индию, Китай. Это была верная стратегия, но необходимо было действовать не так быстро.

— Как вы видите дальнейшее развитие ArcelorMittal?

— Мы будем развивать направление по добыче руды. Некоторые из проектов были приостановлены в кризисный период. В частности, мы продолжим наши горнорудные проекты в Либерии и Сенегале.

Что касается сталелитейной отрасли, то наше основное внимание обращено на Бразилию, Индию и СНГ. Мы будем куда более избирательны и немного изменим подход. Например, вместо того чтобы завершить какой-либо проект в 2011-2012 г., мы завершим его в 2014 г. Спрос явно падает. В 2008 г. на развитых рынках он сократился на 35%. На развивающихся рынках, за исключением Китая, мы наблюдали 10%-ное падение.

— Ожидаете ли вы в ближайшие несколько лет роста в отрасли?

— Предстоит медленное, прогрессирующее восстановление. Может быть, к 2012 г. мы вернемся на докризисный уровень. Рост обеспечат развивающиеся рынки. На них мы и сосредоточим наше внимание. Нам необходимо стать более гибкими, чтобы приспосабливаться к изменениям в экономике.

Сейчас следует решить вопрос, как сделать европейские и американские сталелитейные заводы конкурентоспособными и смогут ли они выжить в 30-летней перспективе. Ответ кроется в повышении производительности и снижении издержек западных заводов.

В развивающихся странах производительность заводов также растет. Посмотрите на некоторые китайские или индийские производства — они действительно быстро растут в плане производительности. Нам необходимо поработать с [западными] профсоюзами, чтобы убедиться, что они понимают, что такое конкуренция со стороны развивающихся рынков.

— Как вы собираетесь донести эту мысль до западных профсоюзов, не перессорившись с ними?

— Необходимо, чтобы они посетили заводы развивающихся стран и увидели, как бурно они развиваются. Китай стремится использовать все доступные технологии. Нужно дать понять [западным профсоюзам], в каком направлении развивается мир.

— Какие признаки того, что предстоит медленный, прогрессирующий рост, вы наблюдаете?

— Во всем мире производство стали упало на 25-50% и оказалось ниже уровня спроса. Потребители занялись пополнением запасов. Вот почему ArcelorMittal снова запускает доменные печи. Нашим потребителям нужно больше стали.

Роберт Гай Мэттью
Перевод - "Ведомости", Антон Осипов
Источник: WSJ
Новые компании
Спрос на металл
Предложение металла

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции