Информационно-аналитический журнал    Четверг, 18 Апрель 2024 г.
Прокат:  301.39  0% const   Сталь:  136.63   0% const
27 Авг. 2009
«Протэк»: дно кризиса металлоторговли уже позади
Металлотрейдеры Центрально-Черноземного региона выживают за счет розницы и диверсификации


Продажи металллотрейдеров Центрально-Черноземного региона с начала кризиса упали в несколько раз. Более всего пострадали компании, располагающиеся в регионах с бурно развивавшейся до кризиса промышленностью и превалирующей ролью металлургической отрасли – из Белгородской и Липецкой областей. При этом те металлотрейдеры, которые изначально развивали розничное направление, ощутили на себе кризис в меньшей степени, чем те, кто работал исключительно с крупными компаниями. Кроме того, удачно пережили первую волну кризиса те металлотрейдеры, кто вовремя диверсифицировал свой бизнес.

К таким выводам пришли участники расширенного заседания бизнес-клуба Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) – Черноземье, состоявшегося в Воронеже 21 августа. Организаторами мероприятия выступили РСПМ и Воронежская Группа Компаний «ПРОТЭК». В мероприятии приняло участие более 40 представителей компаний из регионов Центральной России.

По мнению гендиректора ГК «Протэк» Льва Полянского, апогей кризиса для металлотрейдеров уже прошел. Таковой случился осенью прошлого года – вместе с резким уменьшением спроса и, соответственно, падением цен на металл. С начала кризиса по настоящий момент объемы внутреннего рынка потребления металла сократились с 54-55 млн. до 30 млн. тонн (на 40%).

Тогда многие компании оказались в финансовых тисках. Коммерческие банки не только перестали инвестировать отрасль, но и потребовали уже выданные кредиты обратно в досрочном порядке. А так как свои средства уже были вложены в развитие бизнеса, компании были вынуждены по максимуму оптимизировать свою деятельность.

«ГК «ПРОТЭК» кризис помогли пережить эффективная система управления предприятием, высокая диверсификация бизнеса, инвестиции прошлых лет в развитие компании, сбалансированная задолженность (мы не вкладывали больше, чем позволяла наша прибыль)», - поделился господин Полянский.

Воронежские металлотрейдеры, по его мнению, пострадали меньше многих соседей. Из-за отсутствия в регионе «большой» металлургии и в то же время бурного роста строительной отрасли, основными партнерами воронежских металлотрейдеров являются строительные компании. И, хотя строительная отрасль также подверглась значительному секвестру, с меньших объемов потребления металла и падение было меньшим. Кроме того, в отличие от цен на металлы, падение в строительной отрасли произошло не в один день или неделю.

Между тем, по оценке участников, в строительной отрасли металлотрейдеры потеряли от 40 до 60% рынка сбыта. Если в 2007 году в Воронежской области введено в эксплуатацию 1,244 млн кв. м жилья, то в последнем квартале прошлого года продажи готового жилья практически встали, строительство во многих случаях было заморожено. В итоге, воронежские строители осилили к концу 2008 года только 688,47 тыс. кв. м жилья. А за первое полугодие нынешнего года возвели лишь 175 тыс. кв. м. К концу 2009 года в Воронеже вряд ли построят больше 535 тыс. кв. м жилья, то есть 70% от объема прошлого года. При этом потери металлотрейдеров в физических объемах продаж составят 80 кг металла на 1 кв. м непостроенного жилья.

«Таким образом, рост потребления металла и даже сохранение прежних объемов за счет строительства жилой недвижимости невозможен», - уверен бизнесмен.

Однако, по мнению воронежских металлотрейдеров, у области в этой ситуации есть другое преимущество. С учетом того, что региональная экономика последние несколько лет практически не развивалась, в отличие от соседних регионов, ей (экономике) падать дальше будет некуда. Напротив, несмотря на кризис, Лев Полянский считает, что воронежская промышленность пойдет в гору в связи с назначением на пост губернатора Алексея Гордеева.
«Новая власть уже подтягивает колоссальные финансовые средства», - отметил господин Полянский.

А это означает, что в отсутствии жилого строительства, металлотрейдеры вправе рассчитывать на рост потребления металлопродукции при реализации промышленных и сельскохозяйственных инвестпроектов.

Кроме того, представители компаний, вне зависимости от объемов падения продаж в отдельном регионе, утверждают, что с начала кризиса наблюдается существенный рост розницы.

«Для тех, кто работал с розницей изначально, кризис сгладился», - признает Лев Полянский.

Так, по словам гендиректора ООО "Центрметаллснаб" (г. Курск) Александра Самарина, в физических выражениях объемы продаж в компании упали на 60% по результатам полугодия. Вместе с тем, доля розничных продаж увеличилась с 5 до 20%. Поэтому компания в данный момент сместила приоритеты в пользу розницы.

Директор филиала в городе Липецке ОАО "Инпром" Максим Загорулько, в свою очередь, рассказал, что до кризиса компания активно развивалась за счет работы с крупными предприятиями, а рознице не уделяла внимания из-за отсутствия «времени и сил». Но когда грянул кризис, оказалось, что продажи по Липецкой области у компании упали в три раза, а переключиться оперативно на спасительную в данном случае розницу не получилось из-за отсутствия клиентской базы.

Игорь Шуваев, руководитель Белгородской компании ООО "СтальГрупп-Оскол", продажи которого упали с начала кризиса в пять раз, признался, что в отсутствии стабильных отношений с металлургическими предприятиями области (демпинг и большие задержки по платежам) компании приходится уповать на заказы со стороны предприятий АПК, активно развивающегося в регионе и поддерживаемого областными властями. Кроме того, практически все металлотрейдеры Черноземья, по мнению господина Шуваева, сейчас пытаются биться за поставки продукции для Нововоронежской АЭС-2.

Кроме розницы, как считает Лев Полянский, металлотрейдеров не меньше выручает и диверсификация бизнеса. Например, на площадках самой ГК «ПРОТЭК», кроме металла, можно купить все товары, необходимые для строительства и ремонта от бетона до лакокрасочной продукции или отделочных материалов, воспользоваться услугами специальной строительной техники и транспорта.

«В этом плюс, потому что изменение спроса и цен на товары в разных сегментах рынка наступает в разное время. Когда дешевеет металл, дорожает химия или другая продукция», - объясняет господин Полянский.

Александр Самарин, в свою очередь, привел пример, когда курская металлотрейдерская компания неожиданно диверсифицировала свой бизнес, купив несколько сахарных активов в Черноземье.

Вообще участники заседания бизнес-клуба пришли к выводу, что в нынешних условиях АПК, всегда считавшийся высоко рискованным бизнесом, оказался практически самым надежным партнером – как для сотрудничества на металлосервисном поприще, так и для возможных инвестиций в сельскохозяйственные предприятия.

Татьяна Карабут
Источник: Агентство Бизнес Информации (Воронеж)
Новые компании
Спрос на металл
Предложение металла

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции