Прокат:  300.07  0% const   Сталь:  136.63   0% const
5 Мар. 2007
Металлоторговля Урала: Станок под прилавком
Процесс укрупнения игроков на рынке металлоторговли переходит в завершающую стадию. У независимых участников рынка два выхода: перейти под контроль сетевых компаний или остаться на плаву за счет развития производственных мощностей

Производство стали в УралоЗападносибирском регионе увеличилось в прошлом году в натуральном выражении на 5,9% (результат 2005го — 0,8%). Лучший результат показал Башкортостан (18,3%), худший — Удмуртия (минус 0,5%). Рост объемов обеспечила благоприятная конъюнктура рынка металлопродукции.

Металлоторговые компании также наращивали обороты: общий прирост выручки участников рейтинга — 35%. Это существенно выше показателя 2005 года (29%), правда, намного ниже прироста 2004 года (60%). Растет рынок и по показателю тоннажа (2006й —19%, 2005й — 13%). При этом концентрация увеличивается: если на долю четырех крупнейших компаний, участвовавших в нашем рейтинге в 2005 году, приходилось 63% его общего объема выручки, то в 2006м — уже 70%.

Не каждому — свое

Главной тенденцией развития уральского рынка металлопроката стало усиление сетевых компаний и торговых домов производителей. Причин несколько. Спотовый рынок, на котором работают небольшие компании с годовой выручкой менее 250 — 500 млн рублей в год, непредсказуем. Меткомбинатам выгодней работать с крупными: легче планировать объем производства. К тому же наличие собственных торговых домов позволяет им формировать сбытовую политику, регулировать цены и зарабатывать на сбыте.

Раньше «свои» сети просто получали выгоду от пониженной стоимости закупки и пользовались преимуществом в очередности поставок. В 2006 году меткомбинаты увеличили квоты. К примеру, ММК продал через три свои компании 30% продукции от общего объема, выставленного на рынок. Часть продукции комбинаты реализуют сами: на прямые поставки через базы крупнейшим потребителям и на экспорт в совокупности пришлось в среднем по рынку 45% продукции.

Полностью всю произведенную продукцию авторизованным дилерам меткомбинаты не передают — стремятся получить дополнительную прибыль от продажи проката по чуть более высоким ценам независимым трейдерам. В первую очередь сетевым компаниям — крупным трейдерам федерального значения с разветвленной филиальной сетью. Эти фирмы в отличие от компаний спотового рынка могут приобрести крупные партии металла. Им комбинаты отгружают от 25 до 40% всей продукции. По тоннажу проданного металла в 2006 году независимые сетевые компании выросли на 20%. Доля продукции, реализуемой этим двум категориям посредников, составила 60 — 80%, в то время как в 2005 году она не превышала 50%.

В итоге независимые металлоторговцы, особенно средние и мелкие, нередко могут закупать продукцию комбината только через его дилера. «Имели место ограничения отгрузок проката для трейдеров как с местных складов, так и транзитом с заводов-изготовителей», — отмечает начальник отдела металлопроката компании «Платан» Александр Наугольных. Недостающую продукцию чаще всего можно приобрести только у торговых домов. В результате дефицит на рынке только усиливается.

Тем не менее тенденция к объединению мелких металлотрейдеров во временные пулы для покупки проката со скидкой замедляется. Причина в сложности согласования действий в такой структуре. Иногда объединение не приводит к результатам, поскольку метзавод отгружает прокат только ограниченному кругу крупнейших клиентов. К тому же лидеры в сегменте небольших компаний понимают, что временное объединение скорее усилит их более мелких конкурентов, чем их самих. Трейдеры объединяются на постоянной основе в форме корпораций.

Покупать вместе — продавать врозь

Рыночная структура упорядочивается, значит, торговые отношения между игроками становятся долговременными, объемы сделок укрупняются. Металл теперь проходит четко выстроенный путь от меткомбината через стокера (крупнейшего рыночного игрока) к региональным компаниям или конечным потребителям.

Участники рынка прогнозируют и дальнейшее усиление концентрации, уменьшение количества металлоторговых компаний. Трейдеры, не способные работать с крупными объемами по причине узости филиальной сети, представляют для меткомбинатов все меньший интерес. Правда, прогнозы относительно того, сколько игроков останется на рынке через три-пять лет, разнятся. По мнению председателя совета директоров ЗАО «Уральская промышленная компания» Сергея Сотонина, к 2012 году на рынке останутся практически все компании, которые серьезно работают и сейчас. Только в Екатеринбурге это порядка 15 — 20 фирм, имеющих сложившуюся базу клиентов. Но при этом малые и средние трейдеры большей частью войдут в состав корпораций. Получится следующее: закупать металлопрокат они будут централизованно, а реализовывать каждый будет сам. Таким образом, получив то же преимущество, которое уже имели крупные сетевые компании (низкую закупочную цену), они не потеряют и своих плюсов: гибкости, взаимопонимания с партнерами, скорости принятия решений.

Есть и иное видение ситуации. По мнению директора департамента маркетинга «Сталепромышленной компании» Ивана Барахнина, в России к 2012 году останутся десять крупных торговых домов и независимых компаний, которые будут конкурировать на равных. «Различие в отпускных ценах заводов для своих торговых домов и независимых трейдеров несущественно. На ММК, к примеру, в 2005 году эта разница была на уровне 4%, в 2006 году она сократилась до 2%», — отмечает руководитель регионального проекта отдела региональных продаж ММК Николай Кожевников.

Разница в ценах независимых трейдеров и аффилированных торговых домов видна только при продаже проката конечным потребителям или региональным компаниям. Дома предлагают цены в среднем ниже на 1 — 2%, стимулируя укрупнение объема закупок. Такая политика привела к существенному снижению рентабельности металлоторгового бизнеса и заставила сетевые компании развивать услуги обработки металлопродукции.

Главное — сервис

Лимит ценовой конкуренции на рынке металлов исчерпан: рентабельность трейдеров подходит к нижней границе. Если раньше их рыночный и финансовый успех определял ассортимент, система скидок и широта сети филиалов, то теперь все это — необходимое условие жизнеспособности. Сегодня компании борются за клиента с помощью дополнительных сервисов. Одной из основных тенденций 2006 года стало активное развитие сервисных металлобаз (СМБ) и металлоцентров (СМЦ).

На СМБ прокат обрабатывается по чертежам клиента под нужды его технологического процесса: компании готовы доплачивать 5 — 8%, например, за раскрой, профилегибку и доставку в течение трех дней.

Перспективным направлением для многих, в первую очередь крупных продавцов металла стало создание СМЦ — производств металлических изделий. Металлоцентры появились на Урале несколько лет назад, но активное развитие получили только в 2006м в связи с ростом спроса со стороны строительного сектора. Объемы реализации в этой отрасли выросли в прошлом году по России на 15,7% (2005м — на 10,5%). Это на 25% увеличило потребление проката в строительстве: спрос на листовой вырос более чем на 30%, на сортовой — на 15%, на трубы — на 36%. Сравните: темпы прироста потребления металла в машиностроении не превысили 6%. Направленность на нужды строительных компаний определила основную специализацию СМЦ: арматурные каркасы, профнастилы, кровельные материалы.

Развитие СМЦ на данном этапе необходимо металлотрейдерам по двум причинам. Во-первых, чтобы повысить рентабельность продаж за счет предложения продукции с высокой добавленной стоимостью. По нашим оценкам, рентабельность продукции СМЦ примерно на четверть выше, чем у необработанного проката. Во-вторых, чтобы уйти от ценовой конкуренции, задаваемой сетями комбинатов.

Пионерами в развитии СМЦ стали сетевые компании. Торговые дома меткомбинатов конкурировали при помощи цен и на год опоздали с развитием СМЦ. Хотя финансовая подпитка производителя позволяет быстро ликвидировать отставание.

Иван Барахнин отмечает, что продукция СМЦ составляет пока всего 2 — 4% рынка по тоннажу (против 75% в Европе): на нижних границах стоят торговые дома меткомбинатов, на верхних — сетевые компании. В выручке она гораздо более заметна: по нашим оценкам — не меньше четверти. С учетом заявленных планов компаний продукция СМЦ будет ежегодно увеличивать долю в выручке металлотрейдеров на 2%, что нарастит долю обрабатываемого проката к 2012 году до 18 — 25%.

Продукция СМЦ изготавливается под заказ: каждый индивидуален. Тем не менее компании выражают интерес к стандартизации для нужд конкретных целевых сегментов: это позволит не зависеть от конкретных потребителей.

Развитие СМЦ приведет к еще большему усилению крупных металлоторговых компаний. Все большую роль играет ассортимент, а значительные вложения в производственные линии могут позволить себе далеко не все компании. Создание СМЦ, способного удовлетворить потребности широкого круга клиентов, обойдется в 35 — 50 млн долларов. Но металлотрейдеры, которые не в состоянии создать полноценный СМЦ, также могут быть успешны: им выгодно производить узкоспециализированную продукцию, которой не интересуются крупные компании. Цена вопроса в этом случае — от 1 млн долларов.

В ближайшие пять лет динамика потребления металлопродукции составит 10 — 20% в год. Это значит, что рынок в среднесрочной перспективе имеет достаточный потенциал развития. Рост пойдет в первую очередь за счет расширения филиальных сетей и прихода компаний в мелкие незанятые ниши. Увеличение масштабов торговли приведет к снижению себестоимости формирования заказа и единицы продукции СМЦ: оборудование загрузится более полно. В дальнейшем все большая доля прибыли компаний будет приходиться на добавочную стоимость, закладываемую в обработку продукции. И металлоторговцы, прежде всего независимые, будут постепенно эволюционировать в сторону производителей. Собственно, процесс уже начался: один из крупнейших трейдеров, специализирующихся на продаже цветных металлов, каменск-уральская НПФ «Металл-комплект» заявила о планах строительства завода по производству медной катанки.

Роман Быков

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Металлотрейд в сегментах и цифрах

Трубы среди продукции компаний-участниц рейтинга продемонстрировали наибольшую динамику продаж (31% при расчетах в натуральном выражении в 2006 году против 17% в 2005м). Обусловила ее реализация крупных нефтегазовых проектов и активизация жилищного строительства во многих регионах страны. Лидер прироста — компания «Квин» (219%).

Листовой прокат показал 23%, несмотря на стагнацию в основной отрасли-потребителе — машиностроении. Рост сегмента не спровоцировал значительного подъема цены на лист: увеличился импорт. Лидер динамики продаж — тот же «Квин» (270%).

Сортовой прокат вырос на 18%, хотя потребность в нем на рынке, как внутреннем, так и внешнем, судя по ценам, значительно выше. Именно он пользовался самым большим спросом в 2006 году. «Сортовой прокат с начала 2006 года подорожал в среднем на 35 — 45%. Основная причина роста цен — дефицит на мировом рынке, особенно чувствуется недостаток арматуры», — отмечает директор службы маркетинга и рекламы компании «Металлинвест» Роман Кузьмин. Причина — подъем в главных отраслях-потребителях, в частности в строительстве. Меткомбинаты не успели нарастить производственные мощности так быстро, как требовалось, особенно после прошлогоднего падения спроса. Кроме того, есть проблемы с сырьем (ломом). Лидер динамики продаж — «ЕвразМеталл-Урал» (140%).

Цветной прокат вырос всего на 15% (в 2005 году — на 56%). Это «объясняется невысокими темпами прироста производства: алюминиевого проката — на 12%, бронзового — на 30%, медного — на 5%», — указывает на одну из причин коммерческий директор НПФ «Металл-комплект» Игорь Тренин. Лидер прироста продаж в сегменте — торговый дом «Нержавеющие стали» (181%).

Нержавеющие стали: продажи по тоннажу выросли с 3% в 2005 году до 15% в 2006м. «Увеличились нефтегазовые заказы машиностроению, бюджетные деньги дошли до оборонки, возник бум в строительстве — вот причины ускорения роста», — отмечает начальник отдела маркетинга компании «Континенталь» Михаил Гапанов. Прогнозируемое увеличение потребления в 2007м — 10 — 15%. В росте цен на нержавейку (60% за прошлый год) виновато серьезное удорожание никеля.

Метизы показали прирост 12%. Это скромное, казалось бы, достижение — большой рывок: в 2005м динамика была и вовсе отрицательной (минус 0,5%). Наибольший прирост продаж метизов показала ижевская компания «Металлкомплект» (114%).

Общий итог: динамика предложения и рост цен в 2006 году на рынке металлов показали — потребность в металлопрокате на уральском рынке не удовлетворена. В результате роста цен «прослеживается стремление потребителей снижать издержки и тем самым переходить на более дешевые марки-заменители», — отмечает начальник департамента закупа торгового дома «Нержавеющие стали» Алексей Песков.

Источник: "Эксперт-Урал"
Новые компании
Спрос на металл
Предложение металла

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции