Прокат:  300.07  0% const   Сталь:  136.63   0% const
9 Фев. 2007
ФАС комментирует алюминиевую сделку века
На днях Еврокомиссия без каких-либо условий и предписаний одобрила слияние "Русала", "Суала" и "Гленкор", в результате которого будет создана крупнейшая в мире алюминиевая компания "Российский алюминий". Сигналом для ЕС стало заявление российской Федеральной антимонопольной службы о принципиальной готовности одобрить сделку. По заверениям руководства "Русала", слияние позволит обеспечить сбалансированность в обеспечении источниками сырья - бокситами и глиноземом. Кроме того, компания будет ввозить сырье из-за рубежа, а в России производить и экспортировать готовую продукцию: алюминий, сплавы, фольгу. К сожалению, пока чаще бывает наоборот, в том числе при слияниях в металлургии.

Если к 1 апреля процесс создания объединенной компании будет завершен, она начнет контролировать 100% российского и 13% мирового производства алюминия, 17% мирового производства глинозема. У ближайших конкурентов - Alcoa и Alcan - примерно по 11%. Но компания обещает упрочить разрыв, удвоив объемы производства за 3-4 года с 3,9 млн. до 8 млн. тонн. Уже в конце декабря прошлого года была пущена в строй первая очередь Хакасского алюминиевого завода. Необходимо также существенно модернизировать мощности по выпуску перспективного алюминиевого материала - фольги, спрос на которую внутри страны быстро растет.

При рассмотрении слияния ФАС применил целый ряд новых подходов. Во-первых, был обеспечен беспрецедентный уровень прозрачности обсуждения этой крупнейшей сделки и ее последствий (разумеется, при строгом соблюдении коммерческой тайны). Был проведен опрос всех крупных потребителей, свои предложения представили все заинтересованные министерства и ведомства. Впервые в России было признано, что рынки бокситов и глинозема являются мировыми.

Опасения потребителей, вызванные монополизацией внутреннего рынка, ФАС планирует снять, обязав компанию продавать алюминий по ценам Лондонской биржи металлов. При этом наценка на транспортировку и логистику к цене биржи (максимум 4-5%) будет одной из самых низких в мире. Сохранятся и все обязательства по долгосрочным договорам. Предписание ФАС будет содержать и подробный перечень довольно жестких требований по обеспечению всем потребителям недискриминационных условий и удовлетворению потребностей покупателей продукции.

Компания также готова обязаться не предпринимать действий по прекращению или ограничению производства и не утратить производственно-технологическую возможность изготовления и поставки алюминиевой продукции. В ходе рассмотрения сделки было также достигнуто понимание необходимости отмены импортной пошлины в 10% на ввоз алюминия. Действительно, при создании монопольного производителя внутри страны потребители должны иметь гарантию поставки товара из-за рубежа.

Напомним, что президент в своем прошлогоднем послании поставил задачу развивать биржевую торговлю сырьевыми товарами в России и за рубли. Это важно не только для укрепления национальной валюты и престижа страны. Биржевые цены - надежный и объективный индикатор стоимости товара. И хотя создание полноценной биржевой торговли нефтью так и не началось, ФАСу удалось вывести на биржу торговлю цементом и апатитами. Цветные металлы - стандартные биржевые товары, и идея запустить торговлю ими выглядит совсем неплохой. Отрадно, что компания "Русал" выразила готовность приступить к ее проработке после завершения всех процедур по слиянию.

Конечно, создание стопроцентной монополии в производстве отдельного товара вызывает определенные опасения. Но, во-первых, при отмене ввозной пошлины поставки в Россию алюминия зарубежных конкурентов "Русала" становятся реальными. Алюминий, не зря прозванный "летучим металлом", легкий и относительно дорогой. Сейчас его цена на Лондонской бирже составляет около 2,5 тыс. долларов за тонну. При этом транспортные издержки на перевозку алюминия даже из самой отдаленной точки планеты не превысят 200 долларов на тонну.

Во-вторых, 80% нашего алюминия идет на экспорт: у нас колоссальный избыток производства этого продукта. Отрасли, потребляющие алюминий и его сплавы - авиа- и ракетостроение, двигателестроение, электроника и электротехника, - резко сократили объемы производства после 1990 года. Может быть, и хорошо, что в стране появится сильный игрок, заинтересованный в расширении спроса на алюминий, а значит, в развитии передовых отраслей машиностроения.

Алексей УЛЬЯНОВ

начальник управления по контролю и надзору в промышленности, строительстве, металлургии и рудно-сырьевом комплексе Федеральной антимонопольной службы

Источник: "Московские новости"

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции