Прокат:  300.07  0% const   Сталь:  136.63   0% const

29.04.2020
Толстолистовая сталь - Что это и где они применяется?

Специфика отдельных отраслей промышленности предполагает в обязательном порядке использование металлоконструкций – функциональных, суперпрочных и поддающихся различным видам соединения. Для их изготовления часто используется толстолистовая сталь, которая поставляется потребителям в виде рулонов или листов. К этой категории относится материал толщиной от 4 до 160 мм.

Особенности производства

Современный рынок устроен таким образом, что по просьбе клиента толстолистовая сталь может производиться необходимой конкретно ему толщины и ширины. При этом применяется технология двухстадийной горячей прокатки слябов и слитков:

  • 1-й этап – исходный материал раскатывается по поперечному сечению до определенной заранее ширины. Это может быть один или несколько подходов, в процессе исходник переворачивается на 90% горизонтально;
  • 2-й этап – предполагает вытягивание по длине.

Высококачественной толстолистовой стали не свойственны трещины, разрывы, пузырение, поверхностные крошки металла. Хотя стандарты допускают наличие мелких царапин и следов от прокатки. В случае необходимости, поверхность стали механическим способом доводят до нужного вида – применяются специальные инструменты зачистки или сварка, без химических средств.

Сферы применения

Если говорить обобщенно, то сталь толстолистовая задействована во множестве промышленных отраслей:

  • тяжелом машиностроении;
  • мостостроении;
  • нефте-и газодобыче;
  • атомном машиностроении;
  • авиастроении;
  • при выпуске котлов и других нагревательных агрегатов, пр.

Толщина материала зависит от функционального предназначения. Например, согласно ГОСТу 5520—69 для изготовления топок и котельных предназначена сталь толщиной 8-60 мм. Она производится из углеродистых сталей Ст2, Ст3, 20К. Им характерны определенные показания по текучести, временной сопротивляемости холодному разрыву, ударной вязкости.

При строительстве судов показана сталь толщиной до 22 мм. Ее рабочие параметры регламентируются ГОСТом 5521—76. Среди прочего судостроительная сталь проходит проверку в холодном состоянии на изгиб и растяжение.

Для мостостроительной сферы предназначены стали углеродистые и легированные. Например, М16С, из которой изготавливают сварные мостовые соединения. А если в конструкции предусмотрено клепанное соединение, то применяется спокойная кипящая углеродистая Ст3мост.

Оборудование для горнодобычи изготавливается из высокопрочной износостойкой низколегированной стали твердостью 400-600 HBW. Причем эксплуатационный ресурс зависит от твердости породы, которая будет контактировать с металлом.

Рамы для железнодорожных локомотивов производят из стали толщиной не менее 100 мм. А для конструкционных деталей самолетов служат стальные 30-миллиметровые углеродистые листы или 20-миллиметровые легированные.

Общие технические требования

Одна из важных характеристик толстостенной стали – точность прокатки. С учетом этого выделяют материал нормальной и повышенной точности. В целом же, к продукции этой категории предъявляются такие требования как:

  • высокотехнологичность;
  • прочность;
  • пластичность;
  • коррозийная стойкость;
  • стойкость к цикловым нагрузкам;
  • стойкость к сероводородному растрескиванию;
  • немагнитность;
  • стойкость к слоистым разрушениям.

В процессе технологического потока при изготовлении исходников для толстолистовой стали применяется отжиг металла, закалка, отпуск и режимное охлаждение. Таким образом, удается добиться определенной структуры металла.

Статьи по теме


Компании


Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции