Прокат:  302.35  +0.76% up   Сталь:  136.63   0% const
Затишье на рынке металлолома?

Для специалистов по металлолому второй квартал текущего года, казалось бы, не привнес ничего неожиданного. И мировой, и российский рынок металлолома ожидали сезонного и вполне традиционного падения цен на все виды лома черных металлов. Оно, конечно, состоялось, но неожиданно резкое. Более того: упали не только цены, но и закупки металлолома.

Произошло это на фоне роста, потом – стабилизации цен на сталь и железорудное сырье, роста цен на кокс и быстрой динамики развития черной металлургии в мире. А также – после рекордных мировых цен на металлолом. Амплитуда отката этого рынка стала, конечно, весьма неожиданной.

Взлет и падение рынка металлолома безусловно не на пользу не только его заготовителям, но и его потребителям. Значительный рост цен за короткий временной период обеспечил быстрое увеличение сбора металлолома внутри России при быстром снижении спроса на него. При затоваривании местного рынка целесообразно развернуть товаропотоки с местного рынка на экспорт. Ведь еще совсем недавно металлолом был самым желанным и дефицитным сырьем для мировой металлургии. А сейчас уже нет!

Высокая экспортная пошлина и растущие тарифы на железнодорожные перевозки металлолома были и ранее заметной российской проблемой. Сейчас, при резком падении мировых цен на лом, этот вариант сбыта стал невыгодным вообще. В результате ломосборщикам остается совсем немного выбора – оставлять товар до вероятного повышения цены, что чревато «замораживанием» оборотных средств, либо поставлять ранее закупленный товар в убыток. Дальнейшая заготовка лома в благоприятный летний сезон также должна быть фактически «заморожена».

Примерно так выглядят текущие условия работы с точки зрения российских поставщиков металлолома. Экстремальная ситуация вынудила разрозненных ломозаготовителей к объединению усилий. В мае «Координационный Совет Ломоперерабатывающей Промышленности» (КСЛП) начал готовить письмо в правительство РФ с предложением целесообразности отмены существующих экспортных пошлин на лом черных металлов. Однако успех таких предложений сомнителен – правительство занято самоорганизацией и стратегией.

Разберется ли российский рынок металлолома в этой ситуации сам?

Состояние мирового рынка металлолома

Ситуация, сложившаяся на основных мировых рынках металлолома, стала заметнее влиять на Россию, поэтому рассмотрим ее подробнее. Мировая торговля металлоломом выросла в 2003 году на 10%, вновь обгоняя рост торговли железорудным сырьем (+7%). Точные оценки объемов экспорта/импорта лома в мире противоречивы, поэтому далее дадим ориентировочные оценки. Крупнейшими экспортерами лома являются страны ЕС (более 24 млн.т) и США – (более 10 млн. т). Главным импортером являются: Турция (по разным оценкам от 7 до 12,5 млн. тонн). К Турции быстро приближается по объемам ввоза Китай (8 – 9,5 млн. тонн в год).

После роста в 2003 году (+30%) и в I квартале 2004 года (на 35-40%) средние мировые цены на черный металлолом ждал настоящий обвал.

В апреле-мае текущего года цены на крупнейших мировых рынках падали практически ежедневно, а спрос оставался на очень низком уровне. Предпосылки для такой ситуации были сформированы на рынке еще в первом квартале. Китай обеспечил себя контрактами на поставку металлолома вплоть до июня, после чего практически перестал закупать какой-либо материал. Турецкие покупатели, чувствуя настроение китайских коллег, также начали отворачиваться от рынка, тем более, что поступление металлолома в эту страну за первый квартал активизировалось: экспорт в Турцию только из России за первый квартал 2004 года приблизился к 900 тыс. тонн. Падение активности рынка в начале марта переросло в ее отсутствие в апреле, что и явилось основным фактором падения мирового рынка. Все это было похоже на хорошо спланированную забастовку европейских, турецких и китайских металлургических заводов.

К настоящему времени, по оценкам большинства игроков рынка, у большинства мировых потребителей настолько низкие остатки металлолома, что им придется вскоре выйти на рынок. Тенденция, которая началась в начале марта, может быстро развернуться вспять. Однако когда и насколько качнутся эти «качели», остается только прогнозировать.

Китай

Наибольшие ожидания при этом связываются с Китаем. В течение последнего года он стал доминирующим игроком в мировой торговле металлоломом, определяя его глобальные тенденции. В начале апреля номинальная цена на металлолом 3А или HMS1, экспортируемый в Китай, составляла 290 долларов за тонну. Неделей позже уровень цен на те же сорта был в пределах 270-290 долларов за тонну. Еще через 10 дней, с начала третьей декады апреля, максимальная объявленная цена на металлолом данного сорта была на уровне 250-270 долларов за тонну. Но уже через неделю, в конце апреля, на рынке озвучивалась цена 240 долларов, но и по ней невозможно было ничего продать.

После праздников первой недели мая в Китае фактическая цена, по которой можно было реализовать материал, была 180-200 долларов за тонну с доставкой в основные порты, при этом цены закупок внутри страны были еще ниже и находились на уровне 140-160 долларов за тонну. Цены упали почти в два раза от максимума в начале марте. Однако достигнутый уровень является спекулятивным и никак не может являться индикатором для рынка.

В результате ряда известных административных шагов в Китае существенно снизились цены на продукцию металлургической отрасли. Однако, по прогнозам аналитиков рынка и руководителей крупных металлургических комбинатов, спада в ней совсем не ожидается. Динамика роста производства стали в Китае (+24% за 4 месяца) может несколько упасть, но все равно будет беспрецедентна для мировой черной металлургии. Отрасль неуклонно увеличивает потребление сырья, в том числе металлолома. Считается, что китайские потребители могут вернуться на рынок металлолома, начиная с июня – июля текущего года. Далее станут ясны реальные цены Китая.

Турция

На другом, не менее активном, рынке лома – Турции, цены также корректировались практически ежедневно в течение последних месяцев. Быстрая динамика развития турецкой металлургии (+11% в 2003 году) преимущественно базируется на использовании металлолома. В первые три месяца 2004 года турецкие металлурги закупили большее, чем обычно, количество материала из таких стран, как Ирак, Болгария, Россия и Украина, невзирая на необычайно высокие цены на металлолом.

Однако в середине апреля было объявлено о заказе 30 000-тонного судна с поставкой в порт Измир металлолома 3А уже по цене 233 доллара за тонну. Буквально днем ранее цена была еще на уровне 240 долларов на том же базисе. В отсутствие китайских потребителей турки выглядели единственными покупателями на рынке. Это позволяло им диктовать свои условия рынку. Цены покатились вниз, а все контракты в апреле заключались лишь на поставку в июне.

В настоящее время турецкие заводы практически не покупают товар и ожидают выхода на рынок китайских потребителей, для того чтобы понять реальный уровень цен. Последняя цена, которая обсуждалась на рынке Турции в конце мая, была на уровне 140-160 долларов за тонну 3А на поставку с черноморского региона, хотя в то же время поступала неподтвержденная информация о контракте с европейским трейдером по цене существенно выше этой – 220-240 долларов за тонну.

США

В течение последних двух месяцев ситуация с введением контроля над экспортом металлолома, которая лоббировалась американскими металлургическими комбинатами во второй половине февраля, вместе с падением цен на лом начала изменяться. В частности, The Steel Manufacturers Association (SMA) в очередной раз отложила принятие решения о направлении петиции в правительство с просьбой ограничить экспорт металлолома из США. Сейчас, когда цены на металлолом упали, металлургические заводы США вновь стали способны покупать металлолом по рыночным ценам.

В течение первой недели мая цены на лом черных металлов в США упали на 50 долларов за тонну, несмотря на традиционное повышение цен, которое обычно следует за ежегодной конвенцией ISRI (Institute of Scrap Recycling Industries). Некоторые трейдеры уверены, что это закономерная коррекция рынка, которая должна привести цены на уровень декабря – января (ниже 200 долларов на тяжелый лом №1 и дробленый лом). Другие ссылаются на отсутствие новых экспортных контрактов при ослаблении внутренней потребности в металлоломе.

На восточном побережье США большинство экспортных производственных площадок продолжали активно закупать металлолом в течение апреля – мая текущего года. Это было связано с ранее заключенными экспортными контрактами, последние из них были в начале апреля. Это была договоренность на поставку тяжелого металлолома № 1 и дробленого металлолома с малазийским заводом по цене 278 долларов за тонну с доставкой, что на 10 долларов ниже, чем за неделю до этого, на подобный контракт с поставкой на корейский завод. Кроме этого, во второй половине мая было объявлено о сделке с поставкой в индийский порт по цене 240-250 долларов за тонну. Сделок на рынке практически не осуществляется, поэтому достаточно сложно считать единичные контракты показателем.

Ориентация на резкое снижение мировых цен изменила и внутренние цены. Цены на тяжелый металлолом № 1 и дробленый металлолом на рынке США установились на уровне 150 – 160 долларов с доставкой на завод в ключевых регионах США – Питсбурге и Кливленде, что на 50 долларов ниже, чем в апреле, и на 100 долларов ниже, чем в марте текущего года.

В настоящее время ситуация на американском рынке начала стабилизироваться, но при предельно низких ценах. Все ждут предложений с китайского рынка. Некоторые поставщики выражают уверенность, что китайские покупатели обязательно вернутся на рынок уже в июне, но другие более скептичны в этом плане и говорят о сроках 1-2 месяца.

Евросоюз

В начале апреля цена на дробленый металлолом на базисе ФОБ Роттердам, отражающая уровень для европейского экспорта металлолома, зафиксировалась на уровне 235 долларов за тонну. Это на 30 долларов ниже, чем пиковая цена рынка в феврале этого года, однако сообщения о сделках вообще не поступали. Основные потребители металлолома из Турции и Китая в течение первых двух месяцев текущего года уже заключили контракты на поставку материала в мае-июне. За первые 10 дней апреля из Роттердама ушло одно судно в Корею или Китай по цене 218-225 ФОБ Роттердам.

Текущий уровень цен на базисе ФОБ Роттердам оставался на одном уровне с апреля до середины мая и не отражал фактическое положение вещей. Начиная со второй половины мая, индекс ФОБ Роттердам вновь понизился на 20 долларов за тонну по всем основным экспортным позициям и зафиксировался на уровне: HMS 1 – 205-215 долларов за тонну; HMS 1&2 – 190-200 долларов за тонну и дробленый металлолом – 225-235 долларов за тонну. Второе понижение было также обусловлено отсутствием спроса на материал со стороны Китая, Кореи и Турции. Информации о сделках по текущим ценам также не поступало. Сейчас фактическая максимальная цена на дробленый металлолом при отправке судовой партии в Китай из Роттердама будет находиться на уровне 180-190 долларов за тонну с погрузкой на корабль.

В Англии в апреле произошло снижение цен на все виды металлолома на 10 фунтов, или 18-19 долларов за тонну. Цена стабилизировалась на весь апрель, но в первой половине мая произошло очередное снижение на 15 фунтов, или 27-30 долларов США по всем позициям. Последнее снижение было зафиксировано в конце мая дополнительно на 15-18 долларов за тонну. Металлургические комбинаты убедились в резком снижении объемов экспорта металлолома из Англии и понизили закупочные цены, не оставляя другого выбора трейдерам, как продавать по сниженным ценам внутри страны. В настоящее время цена на металлолом в Англии находится на уровне от 130 до 180 долларов в зависимости от сорта металлолома. Самым дорогим является дробленый металлолом, предназначенный для экспорта, цена на него составляет 102 англ.фунта за тонну с погрузкой на корабль.

В Бельгии покупные цены трейдеров находятся в пределах 120-145 Евро за тонну в зависимости от сорта металлолома.

В Германии цена на металлолом, поставляемый на ломозаготовительные площадки, колеблется от 111 до 160 Евро за тонну в зависимости от региона и сорта металлолома.

В целом по Евросоюзу заметно выравнивание текущих цен на металлолом по различным регионам.

Графики на Рис.1 необходимо прокомментировать. На них приведены цены на металлолом при поставках FOB Rotterdam и FOB USEC (United States East Coat – восточное побережье США) на дробленый металлолом с начала этого года. Для сравнения приведена динамика максимальных цен в Санкт-Петербурге на наиболее ценный габаритный железнодорожный металлолом (сравнимый по стоимости с дробленым ломом) за тот же период. Российские цены будет рассмотрены позднее.

Цены FOB USEC. Основной объем экспорта металлолома из США идет через восточное побережье. Поэтому уровень цен на этом базисе традиционно считается показателем экспортных цен. Более 90% экспорта идет в южно-азиатский регион (преимущественно Китай), поэтому цена на этом базисе плюс стоимость фрахта в Юго-Восточную Азию отражает общемировой уровень цен. Рассчитывается данный индекс путем вычисления средней цены, предлагаемой по всему побережью. Экспортные цены северных и южных портов примерно одинаковы, потому как разница во фрахте до Китая, Кореи не существенна и составляет 1-2 доллара/т.

FOB Rotterdam. Голландский порт Роттердам является крупнейшим в Европе, поэтому именно здесь происходит наибольшая перевалка металлолома. Основной объем экспорта через него аналогично FOB USEC уходит в Китай и Турцию. Рыночная цена на металлолом в Китае может быть скалькулирована по принципу FOB Rotterdam плюс фрахт до Китая.

Оба эти индекса ведутся английской компанией MetalBulletin и при оперативном обновлении неплохо отражают общемировые цены на металлолом. Индекс FOB USEC с августа 2003 года до середины февраля 2004 года не обновлялся, поэтому его нельзя рассматривать как объективный. Индекс FOB Rotterdam, напротив, на протяжении того же периода отражал реальный уровень мировых цен. Необъективность его отмечена лишь в апреле, когда не было фактических сделок на данном базисе.

Украина

Ситуация у некогда заметного конкурента России на мировом рынке металлолома (особенно – Турции) весьма специфична. С марта 2004 года Гостаможня Украины начала экспертизу экспортного металлолома, заметно задерживая ее проведение, т.е тормозя поставки. Далее «Укрзализныця» повысила тариф на экспортные перевозки металлолома железнодорожным транспортом на 70%.

Эти нововведения – следствие того, что металлургическое лобби Украины всяческими путями пытается ограничить отток металлолома из страны, хотя экспортные потоки снизились также в связи со снижением мировых цен. Заметен был в апреле отказ от украинского металлолома турецких потребителей и ЗАО «Молдавский металлургический завод». Положение на рынке усугублялось тем, что некоторые украинские металлургические комбинаты – «Криворожсталь», «Азовсталь», «Истил» и «Днепроспецсталь» в одностороннем порядке приостановили закупки металлолома.

Другие металлургические комбинаты Украины два раза, начиная с апреля, понижали цены закупки металлолома. Текущая цена находится на уровне ниже 700 гривен по сравнению с 900 в конце марта.

В результате на внутреннем рынке Украины текущие цены на лом очень низки и поставки из России практически не конкурентоспособны. А на внешнем рынке, особенно когда он «оживет», может стать одним конкурентом меньше.

Перевозки

Для продукции и сырья черной металлургии большая часть поставок осуществляется морским транспортом, поэтому стоимость фрахта существенно влияет на цены металлолома.

Только здесь для металлолома наметилась некоторая позитивная тенденция: после 3-4-кратного роста цен зимой идет заметное снижение стоимости фрахта. Впрочем, аналитики и брокеры утверждают, что фундаментальные факторы в этом году будут продолжать способствовать сохранению сравнительно высоких фрахтовых цен. Ставки вряд ли опустятся до уровня годовой давности, а будут оставаться на высоком (+30-50%) уровне в течение всего текущего года. Для типовых и крупных экспортных потоков это означает прибавку к цене лома порядка 15$/тонну.

Железнодорожные перевозки всего мира (вслед за инфляцией и ростом цен на энергоносители) также имеют тенденцию превысить уровень прошлого года на 15-20%. Автоперевозки (вслед за ростом цен на нефть/бензин) подорожают заметнее.

Российский рынок металлолома

Резкое падение цен на мировом рынке металлолома резко обострило проблемы крупнейших заготовителей и экспортеров данного сырья в нашей стране. Информационная кампания в СМИ вновь обсуждает диктат закупочных цен крупнейшими металлургическими предприятиями страны, но главная причина проблем – резкое снижение выгодности экспортных поставок металлолома.

Этот рынок в нашей стране весьма серьезен. В 2003 году в общей сложности Россия (по данным группы МАИР) собрала 22,4 млн т лома и отходов черных металлов, а экспорт его составил (по данным ISSI/ГТК) около 6 млн.тонн. Таким образом, речь идет о рынке стоимостью более $2 млрд и экспорте стоимостью более $800 млн.

Именно резкое сокращение рентабельности экспорта заставило ломосборщиков в очередной раз поднимать вопрос об отмене экспортной пошлины на лом черных металлов. Поскольку КСЛП не считает реальным отменить полностью пошлину на лом черных металлов, то предлагает отменить ее на период сезонного снижения активности металлургических комбинатов.

Тут возникает классический вопрос лоббирования интересов. То в пользу заготовителей лома, то в пользу металлургов. Последнее встречается много чаще под лозунгами «не позволим вывозить ценнейшее сырье», «сохраним экологию», «пресечем воровство металлов...» и так далее.

Звучит очень убедительно, но экономически это безграмотно.

Напомним, что США, Евросоюз и Япония, никак не забывающие о своих интересах вплоть до экологии, успешно металлолом потребляют, но в большей степени его экспортируют!

Распространенное мнение, что экспортные поставки металлолома угрожают интересам отечественной металлургии, не вполне обосновано. В последнее время из России поставлять на экспорт рентабельно только наиболее качественный металлолом, а доля его в общей заготовке лома непрерывно падает. Дальние расстояния нашей страны, высокие транспортные тарифы и экспортная пошлина делают нерентабельными экспортные поставки таких сортов лома, как стружка или негабаритный металлолом. Их поставки реализуются только в пределах отдельного региона, так что голод на металлолом нашей металлургии никак не грозит. Она потребляет более 70% лома, заготавливаемого в стране. Может получить его еще больше, едва повысив закупочные цены.

А вот вопрос экспорта избыточного лома (при низких мировых ценах) сейчас остается открытым.

Заготовители считают, что ныне создалась безвыходная ситуация, которая приводит к снижению сбора металлолома, возможному банкротству мелких предприятий и, как следствие, загрязнению окружающей среды. О внедрении новых технологий, например, очень актуального вопроса утилизации старого автотранспорта, сейчас не может быть и речи.

Западная часть России, впрочем, как и Дальний Восток, в большей части являются зависимыми от внешнего рынка. Здесь рыночные цены формируются исходя из экспортных, за исключением тех периодов, когда крупные заводы создают запасы или испытывают дефицит сырья; в эти периоды темп внутреннему рынку задают металлургические комбинаты, как это было в феврале-марте текущего года. Сейчас все текущие показатели говорят о том, что «дно» рынка уже достигнуто и становится все более вероятным разворот динамики. Сигнал ожидается аналогичным общемировому – появление крупных импортеров лома на рынке. Откуда же ждут их прихода российские экспортеры?

Структура российского экспорта металлолома

По данным ГТК, за первые три месяца текущего года экспорт металлолома из России составил 1 млн. 450 тыс. тонн. На диаграммах 2 и 3 показана структура экспорта по основным портам и погранпереходам, а также разбивка по странам, экспорт в которые преобладал.

Однако по нашим данным, цифры потока экспорта металлолома в Китай из России в I квартале занижены в несколько раз. А связано это искажение статистики во многом с мерами государственного регулирования вывоза лома на этом направлении.

Борьба дальневосточных властей (особенно – Хабаровского края) с массовым воровством металла и за обеспечение ломом кризисной «Амурстали» (до 300 тыс.т в год) ведется уже более 5 лет.

ГТК РФ в 2001 году закрыл для вывоза металлолома пункты пропуска «Забайкальск» и «Наушки», с мая 2002 года – порты «Ванино», «СовГавань», «Владивосток», «Восточный» и «Находка», а также приморские пункты пропуска – Пограничный, Хасан и Махалино. Однако сразу отгрузкой лома или просто таможенным его оформлением занялись мелкие дальневосточные порты, например, «Славянка», «Зарубино», «Посьет», «Светлая», «Пластун» и т.д.

Результат борьбы с выгодным бизнесом таков: по данным Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), экспорт лома черных металлов через порты и таможенные пункты Дальнего Востока в 2002 г. составил 651 тыс. т, что на 22,3% меньше, чем в 2001 г.

Однако далее видно, что в 2003 году все эти ограничения словно перестали работать: региональное информагентство «Восток Медиа», ссылаясь на ДВТУ, сообщило, что на этом направлении годовой экспорт лома вырос более чем вдвое.

В этом году, после ввода нового Таможенного кодекса, все ограничения на вывоз сняты, поэтому экспорт лома на Дальнем Востоке вновь стал возрастать. Сбой в этот «железный поток» внесли только новые цены.

В целом для экспорта российского лома характерна ориентация на двух крупных потребителей: Турцию и Китай. На Турцию держат четкий ориентир экспортеры южных регионов страны, таких, как Новороссийск и Ростов-на-Дону. На Китай ориентирован Дальний восток со всеми его портами и погран-переходами. Поставки из региона Санкт-Петербурга примерно в равных долях распределены между Китаем (южной Азией) и Европой.

Кроме этого, существуют отдельные ниши рынка. Например, железнодорожные диски б/у, - одна из наиболее ликвидных позиций лома черных металлов, экспортируется в основной массе в Швецию. Существуют также отдельные погранпереходы, экспорт металлолома через которые ориентирован на конкретного потребителя. Например, ст.Суземка (Московская ж/д), металлолом отсюда идет на ЗАО «Молдавский металлургический завод» или ст.Светогорск (Октябрьская ж/д), отсюда товар идет на финские металлургические комбинаты; но объемы, проходящие через эти пункты, незначительны в общей массе экспорта.

Российские цены и объемы потребления металлолома

При хорошей или плохой конъюнктуре рынка направления потоков лома определяют закупочные цены. Сравнительная их динамика для внутреннего рынка и для экспортеров приведена в Табл. 1.

С первого взгляда выводы из нее явно в пользу российских потребителей металлолома. И экспортеры, и металлургические комбината не слишком сильно «уронили» свои закупочные цены по сравнению с уровнем начала года. Однако сейчас они предлагают за металлолом только 60-75% от мировых цен.

Кроме цен, есть много вопросов по объемам потребления металлолома в стране. Рост объемов производства в металлургии, при быстром росте цен на руду, повлек за собой увеличение объемов потребления металлолома. На металлургические комбинаты России в общей сложности за I квартал 2004 года было поставлено около 2800 тыс. тонн металлолома против 2400 тыс. тонн годом ранее (+16%) и 2050 тыс. тонн за этот же период 2002 года. В таблице 2 приведены текущие объемы потребления по металлургическим комбинатам.

Однако, согласно информации ОАО «Российские железные дороги» прирост в перевозках лома черных металлов в январе-апреле составил 42,1% по сравнению с прошлым годом. В общей сложности металлолома было перевезено 6 983 тыс. тонн. Сбор и перевозки металлолома явно выросли, причем до угрожающего уровня – почти наполовину выше суммарного объема экспорта и внутреннего потребления.

Возникает явный избыток запасов черного лома в стране, а внутреннее его потребление по-прежнему сравнительно невелико. От общих объемов заготовки лома оно в последние годы традиционно не превышает 50%. Большая часть ломозаготовителей ориентирована на экспорт металлолома, поэтому затянувшееся затишье на внешнем рынке явно угрожает самому их существованию.

В качестве примера показательно рассмотреть ситуацию с рынком металлолома в Санкт-Петербурге. Оценивать ее, как всегда, удобнее по ценам.

На Рис. 4 видно, что если в феврале-марте закупочные цены металлургических заводов следовали за экспортными ценами в Санкт-Петербурге, то уже в апреле они держали цены на уровне существенно ниже. Даже ранней весной дефицита сырья на рынке не возникло. Наоборот, на ряде заводов, таких, как НЛМК, Северсталь, произошло перенасыщение. Поэтому в последнюю декаду марта заводами было инициировано снижение цен закупок на 400-600 рублей за тонну. Далее, в начале апреля было объявлено о дополнительном снижении цен на 300 рублей за тонну. Следующее понижение со второй половины апреля было на 300 рублей. Очередное снижение произошло на майские поставки, причем с оговоркой, что ожидается дальнейшее снижение. В итоге, со второй половины мая произошло дополнительное снижение цен основными комбинатами еще на 300 рублей за тонну. С середины марта, за два с половиной месяца, закупочная цена заводов упала на 60-70 долларов за тонну. Заводы перестали «бороться» за металлолом, как это было в начале осени прошлого года и в конце зимы (т.е феврале – марте). Более того, двумя крупнейшими комбинатами – НЛМК и Северсталь было объявлено о введении квотирования на поставки металлолома в мае.

На Рис.4 показана динамика цен на металлолом на условиях франко-вагон Санкт-Петербург, франко-вагон Северсталь, франко-вагон ММК, франко-вагон НЛМК. Данные базисы являются достаточными индикаторами европейской части российского рынка.

Конъюнктура рынка металлолома Санкт-Петербурга заметно еще по итогам 2003 года. Минусом стали долгосрочные контракты некоторых экспортеров с Кореей, тогда как доминирующим рынком в 2003 году стал Китай. На рынок также более cтали активно влиять и экспортеры в Европу, поэтому рынок С-Петербурга стал ориентироваться на европейские цены.

Европейские контракты в основной массе заключаются на небольшие партии 3 000–5 000 тонн, это позволяет рынку Санкт-Петербурга более гибко реагировать на изменение европейских цен, пропорционально выполнению европейских контрактов (контракты выполнены – рынок отреагировал на изменение европейских цен).

В апреле-мае текущего года рынок оставался относительно стабильным. Основные игроки рынка снизили свои цены закупок на лом 3А с 180-190 долларов за тонну в марте до 155 долларов в начале апреля и еще на 5-15 долларов во второй половине апреля. В течение апреля все эти компании активно осуществляли отгрузки металлолома, сохраняя цены на металлолом в Санкт-Петербурге на одном уровне. Единицы, те, которые не успели ранее запастись товаром, докупали его «на корабль» по ценам немного выше среднего уровня.

Эти тенденции сохранились до окончания майских праздников. Изменения на рынке начались в начале второй декады мая: стало понятно, что практически все отгрузки по контрактам обеспечены металлоломом, а новые контракты ожидаются по ценам существенно ниже. На рынке произошла коррекция цен, и средняя цена на металлолом 3А после 10 мая снизилась на 15 долларов до 140 долларов за тонну и еще на 15 долларов после 20 мая. В настоящее время в Санкт-Петербурге уровень предлагаемых цен составляет от 115 до 125 долларов за тонну 3А. Все факторы указывают на то, что «дно» рынка почти достигнуто и цена зафиксируется на этом уровне.

Сейчас экспортеры С-Петербурга ожидают изменения конъюнктуры на внешнем рынке. По некоторым оценкам, это может произойти уже в конце июня – начале июля. Ожидаемый уровень цен на металлолом в этот период – до 140-160 долларов за тонну. Есть опасения, что возвращение покупателей на рынок может затянуться, но обязательно состоится. По крайней мере, можно с уверенностью говорить о росте цен на металлолом во всем мире когда будет проходить очередная заготовка лома на зимний период.

Выводы

В последние годы к нестабильности конъюнктуры рынка металлурги уже привыкли. Перепады цен за год вдвое-втрое – уже давно не сюрприз. Под угрозой закрытия нерентабельных производств уже бывали (и остаются!) целые металлургические города.

Сейчас волна нестабильности захлестнула и сырьевые отрасли черной металлургии. Однако если горнорудным гигантам и коксохимическим производствам удается диктовать цены, то ломозаготовителям – нет. Слишком они многочисленны по всему миру и разрознены. Конечно, после прекрасных цен конца 2003 года их спад и застой продаж болезненны. Однако отрасли письма премьеру писать не надо – стоит лишь немного потерпеть.

Динамика развития черной металлургии и спроса на металл так позитивна, что никаких сомнений не вызывает. Лом остается ценнейшим и желанным сырьем, так что срок «оживления» этого рынка – считаные месяцы.




Статья опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 11)

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции