Прокат:  302.35  +0.76% up   Сталь:  136.63   0% const
Ломовые цены

Рост цен на металлопродукцию стал одной из главных характеристик 2003 года. И Причиной, и следствием этого процесса стали изменения в ценах на сырье, включая такое важнейшее, как лом черных металлов. Рынок черного металлолома за год пережил несколько скачков цен, но тот, что они показали в конце прошлого года и в первый месяц 2004 года, превзошел все ожидания металлургов. Сейчас стало совершенно очевидно, что черную металлургию, кроме высоких цен на железную руду в 2004 году, ожидают и серьезные проблемы с нехваткой лома черных металлов или его ценой.

Под давлением экологических требований и ввиду крайней выгодности ценность этого вида сырья для мировой металлургии постоянно растет. На Западе в последние годы, по крайней мере, из лома выплавляется около 70% всей стали, а в России пока только около трети. Обходя все преграды и запреты, российский лом идет преимущественно на экспорт, став стратегически ценным и привычным (за 90-е годы) сырьем как для западных, так и для восточных металлургических предприятий.

В начале 2004 года из всех видов сырья для металлургии зафиксирован беспрецедентный рост на лом черных металлов в мире. Уже в декабре 2003 года потребители металлического лома в США были весьма обеспокоены постоянным ростом цен на лом черных металлов, которые уже взлетели до $200 за тонну, и даже выше. Но экспортные цены не «успокоились на достигнутом», в январе побили очередной рекорд и уже достигли в ряде регионов $300 за тонну. Особо относится это к Китаю и другим странам Юго-Восточной Азии, куда заметно переориентировались экспортные потоки металлолома.

В целом от такого роста цен на сырью наибольший урон терпят мини-заводы, в основном работающие на металлоломе. Хваленая (по предыдущим показателям) американская компания Steel Dynamics Inc. сообщила, что ее доходы за последний квартал 2003 года сократились в результате повышения цен на металлических лом. Чистая прибыль компании составила $16.7 млн. (34 цента на акцию), по сравнению с показателем прошлого года - $29.4 млн. (61 цент на акцию).

Другая, некогда образцовая, американская металлургическая группа Nucor Corp. в начале февраля приняла неожиданное решение о покупке простаивающего завода по производству железа прямого восстановления American Iron Reduction в городе Конвент, Лос-Анджелес. Это крупнейшее производство в своей области, имеющее мощность 1,4 млн. тонн. По мнению руководства Nucor, увеличение пропорции продукции AIR на рынке металлов послужит средством амортизации нарастающей напряженности в сфере сырьевых поставок на мини-заводы Nucor.

Однако тенденции стремительного взлета цен на лом черных металлов особенно характерны оказались для Азии. Так, в Малайзии цены на лом за прошедший год увеличились с $210 за тонну до $300-330 к январю 2004 г. Но что еще хуже, на вздымающейся волне стального спроса в Китае стремительно поднялась стоимость перевозок (отразившаяся и на металлоломе и дорогом коксующемся угле). К началу февраля цена на черный лом в регионе сравнялась с ценой на стальной прокат!

По словам президента Ассоциации Строителей Малайзии (MBAM), члены этой организации буквально в шоке, так как уже к 15 февраля их производства могут полностью остановиться ввиду нехватки стального проката.

По сообщениям источников в промышленности, в соседнем Китае сталелитейные компании уже покупают у экспортеров с Западного Побережья стальной крупногабаритный лом сорт HMS 1 по цене $328.50 за тонну, дробленый очищенный лом идет по цене $333.50 за тонну, а высокосортный лом – по $338.50 за тонну.

О чем свидетельствуют такие высокие цены на лом? Конечно же, не только о высоком спросе на эту продукцию со стороны Китая и других азиатских государств, испытывающих дефицит лома. Они также отражают стремление экспортеров к переправке в доки и склады как можно большего количества лома и покрытию постоянно растущих расходов на транспортировку своих грузов за рубеж. Заметьте, что, например, транспортировка по океану от Западного Побережья в Азию обходится, в среднем, в $70-75 за тонну. Однако, уже к 10 февраля поступила шокирующая новость: экспортер заплатил $104 за тонну, чтобы нанять судно для перевозки его груза в Южную Корею. Дефицит судов и рост цен на грузоперевозки планируются на весь 2004 год.

А что же происходит на российском рынке черного лома? А происходят фактически чудеса! Безусловна и совершенно очевидна тенденция повышения экспортных цен на черный лом. На первом этапе - особенно в направлении экспортных потоков в Азию и Турцию. Заметный скачок цен начался с декабря 2003 года, а в январе 2004 года только продолжил рост. За полгода темпы роста средней экспортной цены зафиксированы в размере 54%, закупочная цена экспортеров выросла на 17%, а внутренние цены поднялись на 8%.

Но динамика за 8 последних месяцев, впечатляет еще больше! Российские экспортные цены выросли на 55-92% и проявляют дальнейшую тенденцию к росту, а внутренние закупочные цены упали на 12-15%. Такой «вилки цен» и давления на сборщиков лома в российской истории даже трудно припомнить.

Аналог борьбы за дешевый металлолом для национальной металлургии можно найти по соседству – в Украине. Многолетние ограничения экспорта лома, в частности таможенная пошлина в 30 евро за тонну наконец-то «дали свои плоды». Замминистра Минпромполитики Украины А.Фадеев 3 февраля сообщил, что заготовка лома в стране в 2003 году упала до 7823 тыс. тонн (по сравнению с 8968 тыс.тонн годом ранее).

России это пока вроде бы не грозит, за 2003 год прирост перевозок лома черного металла по отчету РЖД составил 21%, а страна собрала, по предварительным данным, рекордное количество лома черных металлов за последние 10 лет - более 22 млн тонн. Но какова же разница российских экспортные цены по сравнению с закупочными внутренними!

Что же ждать нового в традиционном противостоянии ломосборщиков и металлургов? Явно – только обострения проблем. С 1 января 2004 года вступил в действие новый Таможенный кодекс РФ, облегчены условия экспорта и открыты пограничные переходы с Китаем. А там цены на черный лом часто дороже металлопроката. Так что на дальнем Востоке нам надо беречь (от разборки на лом) рельсы Транссиба и Бама.

Китай, кстати, введя недавно таможенные пошлины на российский г/к прокат дал России повод для принятия встречных мер по металлолому. Однако соблазн административного регулирования таких проблем бесперспективен. Могучей, рентабельной и влиятельной российской металлургии все же придется раскошеливаться на новые цены на сырье! Серьезного урона нашей черной металлургии они не нанесут. Она есть, была и будет рентабельнее китайской…




Статья будет опубликована в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 4).

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции