Информационно-аналитический журнал    Пятница, 19 Апрель 2024 г.
Прокат:  301.44  +0.02% up   Сталь:  136.63   0% const
Сырьевая база цветной металлургии России:
состояние, проблемы, перспективы

И.Н. Иванов, Г.И. Маркова (Государственный университет управления)

После ликвидации союзного государства и под воздействием рынков (мирового и внутрироссийского) конфигурация и объем минерально-сырьевой базы (МСБ) цветной металлургии значительно изменились. За пределами России остались высококачественные месторождения марганца, хрома, титана, урана, свинца, цинка, циркония, редких и рассеянных элементов, бентонита, графита, барита, плавикового шпата. Серьезная техническая, технологическая и организационная отсталость добывающих и перерабатывающих компаний обусловили высокий уровень издержек и, как следствие, отработку наиболее богатых месторождений или их частей и отнесение значительной части разведанных запасов к разряду нерентабельных.

Наложение этих факторов на географию размещения запасов минерального сырья и перерабатывающих производств обусловило относительное сокращение разведанной сырьевой базы (доля условно рентабельных запасов большинства полезных ископаемых, по оценкам экспертов, составляет около 50% от объема разведанных запасов). При этом перешли в режим падающей добычи уникальные месторождения цветных металлов, а также ухудшились горно-технические условия, увеличились глубины отработки, протяженность горных выработок.

За прошедшее десятилетие добыча меди, титана, вольфрама, молибдена сократилась на 11 - 63%, никеля, редкоземельных металлов – более чем на 90%. Внутреннее потребление минеральных ресурсов снизилось в еще больших размерах – до 10 раз.

С 1995 г. начались процессы естественного выбытия мощностей, связанные с истощением или полной отработкой разведанных запасов (в районах традиционной добычи цветных металлов на Урале, золото россыпное и т.д.), старением и износом основных фондов добывающих и перерабатывающих производств, а также с обесцениванием за счет избирательной отработки наиболее качественной части запасов, обеспечивающей получение максимального дохода в короткие сроки, и списанием по экономическим основаниям нерентабельной их части. Под влиянием этих процессов происходит реальное сокращение созданной до 1990 г. минерально-сырьевой базы.

Российские компании последние десять лет «проедали» разведанные в советское время запасы и, прежде всего, запасы стратегических видов минерального сырья.

Вообще, по разведанным запасам основных цветных металлов Россия входит в первую десятку стран мира, а по запасам никеля, олова, цинка и титана ей принадлежит первое место. В России сосредоточено 77 % (от общих разведанных в бывшем СССР) запасов бокситов, 52,8 — меди, 34,4 — свинца, 48,4 — цинка, 95,3 — никеля, 91 — олова, 58,8 — титана, 39,5 — вольфрама и 42,1 % — молибдена.

В настоящее время практически каждая подотрасль цветной металлургии располагает рядом крупных, а иногда и крупнейших в мире резервных разведанных месторождений. Промышленное освоение некоторых из них уже ведется (Вежлю-Ворыквинское, Горевское, Озерное, Белози-минское), строительство же предприятий на остальных требует весьма значительных инвестиций.

К сожалению, минерально-сырьевые ресурсы цветной металлургии России по своему качеству уступают зарубежным (это касается практически всех металлов, за исключением меди, никеля и титана). Так, содержание свинца и цинка в разрабатываемых месторождениях в 2,5 раза ниже, чем в аналогичных месторождениях стран дальнего зарубежья, олова — в 2,3, триоксида вольфрама — в 2,2, молибдена — в 2 раза. Это обстоятельство обусловливает высокую себестоимость производства соответствующих металлов.

Несмотря на наличие в недрах России значительного количества разведанных сырьевых запасов, степень их промышленного освоения, т.е. доля запасов, приходящаяся на эксплуатируемые месторождения, довольно низкая. Она составляет, %: по бокситам — 32,6, нефелиновым рудам — 55,4, меди — 49,0, цинку — 16,6, олову — 42,0, молибдену — 31,5. На эксплуатируемые месторождения приходится менее 10 % разведанных запасов свинца, титана и ртути (соответственно 8,8; 1,3 и 5,9%). И только по никелю, вольфраму и сурьме степень промышленного освоения запасов сравнительно высокая – более 70 %.

Наиболее развитыми горно-рудными районами цветной металлургии являются Кольский полуостров (медь, никель, кобальт, ниобий, тантал, редкоземельные металлы), Северный Кавказ (медь, свинец, цинк, вольфрам, молибден), Урал (медь, цинк, никель, кобальт, бокситы), Восточная Сибирь (медь, никель, кобальт, свинец, цинк, вольфрам, молибден) и Дальний Восток (олово, свинец, цинк, вольфрам, плавиковый шпат). В настоящее время добычу и переработку руд цветных металлов осуществляют 43 предприятия, включающие 53 подземных рудника, 14 карьеров, 52 обогатительные фабрики и 5 заводов по производству глинозема.

В период с 1981 по 1990 г. горно-добывающая промышленность России развивалась сравнительно высокими темпами. Благодаря значительным государственным инвестициям объемы добычи и переработки руд постоянно росли и достигли в 1990 г. 62 млн. т (в 1980 г. – 54 млн. т). Однако в последние годы состояние горно-добывающей промышленности цветной металлургии России резко ухудшилось. Общий кризис промышленного производства и разрушение производственно-хозяйственных связей как между российскими предприятиями, так и между предприятиями стран-членов СНГ вызвали значительный спад объемов добычи и производства металлов.

Объемы добычи и переработки руды снизились с 62 млн. т в 1995 г. до 44,9 млн. т в 1999 г. (на 27,6 %). В 2000 г. объем добычи руды снизился еще на 10 %. Особенно резкое снижение объемов добычи и переработки руды имело место в редкометалльной (на 65,8%), плавикошпатовой (на 38,6 %), оловянной (на 35,3 %) и вольфрамо-молибденовой (на 23,7 %) подотраслях.

За этот же период ухудшились и показатели использования имеющихся мощностей по добыче руды – в среднем с 81,6 до 71,4 %. Основной причиной сложившегося положения является резкое падение внутреннего спроса на цветные металлы со стороны таких металлоемких отраслей, как оборонная промышленность, машиностроение и строительство. Особенно значительно снизился спрос на продукцию оловянной и вольфрамо-молибденовой промышленности.

Другой важной причиной отмеченных процессов является хронический дефицит инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий и строительство новых. Резкое снижение финансирования строительства объектов рудной базы из государственных централизованных фондов и недостаток у предприятий собственных средств для поддержания действующих мощностей по добыче руды привели к ее сокращению за период 1995—1999 гг. на 5 млн. т.

Отрицательную роль сыграло и то обстоятельство, что за пределами России остались добыча и производство свинца и цинка, титана и циркония. Россия, обладая крупными разведанными запасами титана, не имеет собственных мощностей по добыче и переработке этого сырья. Являясь крупнейшим среди стран-членов СНГ потребителем свинца и цинка, она не имеет мощностей по металлургическому переделу, особенно свинца.

Практика работы предприятий в условиях развития и становления рыночных отношений показала, что организационно-правовые структуры (АО, ТОО и т. д.), сформированные на базе бывших государственных предприятий, самостоятельно не решают большинство возникающих проблем, касающихся производства и сбыта продукции. В связи с этим целесообразно создавать новые формы управления, такие как, например, в алюминиевой промышленности, где при вертикально-интегрированном управлении объединены рудники по добыче бокситов, заводы по производству глинозема и алюминия и предприятия по глубокой переработке.

На основании изложенного можно констатировать:

  • минерально-сырьевая база цветной металлургии вступила в фазу прогрессирующего кризисного состояния и, с точки зрения государственных интересов, используется неэффективно;

  • сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в системе «производство – внутреннее потребление и экспорт добытого сырья и продуктов его переработки» фактически закрепляет статус России как сырьевого придатка развитых государств;

  • отсутствие государственной стратегии развития и использования МСБ, основанной на модели самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, является реальной угрозой безопасности страны и ведет к утрате национальных геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира;

  • низкая эффективность действующей налоговой системы, не учитывающей уровня ликвидности полезных ископаемых, состояния действующих предприятий, приоритетности сохранения рабочих мест в северных дотационных районах, а также особых геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально возможное использование МСБ цветной металлургии.

    В современных экономических условиях в России с особой остротой встала проблема воссоздания стратегических запасов, к числу которых отнесены руды цветных и редких металлов и неметаллов, благородные металлы, используемые при производстве специальных сплавов, в военной технике и новейших технологических процессах, топливно-энергетические ресурсы. Вместе с тем, как показывает анализ, на преобладающем большинстве горно-добывающих предприятий обеспеченность разведанными запасами достигла критически низкого уровня, стратегический резерв многих видов сырья на действующих месторождениях является малонадежным. Положение усугубляется еще и тем, что по большинству видов сырья полностью прекращены работы по созданию новых горно-добывающих мощностей, резко сокращены объемы геолого-разведочных работ. Состояние сырьевых баз многих важнейших горно-добывающих регионов и действующих предприятий России заметно ухудшилось в связи с истощением запасов, снижением их качественных и экономических характеристик, усложнением условий отработки в результате длительной и интенсивной эксплуатации. Качество руд ряда месторождений не обеспечивает их рентабельную отработку из-за низкого уровня применяемых технологий.

    Ежегодное изменение количества разведанных запасов основных цветных металлов незначительно. Оно составляет примерно 2% (в зависимости от изменения объемов погашения запасов в недрах в результате добычи и количества запасов, приращенных в процессе геолого-разведочных работ).

    Однако в 1999 г., несмотря на значительное снижение объемов добычи практически всех основных цветных металлов, погашение запасов в недрах не было компенсировано соответствующим их приростом: отношение прироста запасов к погашению составило, %: по бокситам — 70, меди и вольфраму 50-55, свинцу — 76, молибдену — 8, никелю — 27. Основной причиной такого положения является резкое снижение объемов геолого-разведочных работ, вызванное значительным сокращением бюджетного финансирования. Так, объемы геолого-разведочных работ за период с 1995 по 1999 г. сократились почти на 40 %.

    Обеспеченность экономики России минеральными ресурсами в начале XXI в. еще более может ухудшиться из-за проявившихся в последнее десятилетие прошедшего века негативных тенденций:

  • исчерпание разведанных запасов эксплуатируемых месторождений, что может вызвать обвальное выбытие действующих в настоящее время горно-добывающих мощностей. Окраинные регионы страны в условиях остановки горно-добывающих (в большей части градообразующих) предприятий уже в ближайшем будущем могут стать объектами геополитической экспансии транснациональных корпораций;

  • резкое сокращение финансируемых государством геолого-разведочных работ, поставившее на грань выживания многие отечественные геолого-разведочные и геофизические предприятия, ухудшившее положение с технико-технологическим обеспечением геолого-разведочного производства, приведшее практически к полной потере производственной базы геолого-разведочного оборудования.

    Действия вышеуказанных тенденций привели к тому, что Россия в 1,5-2 раза отстала от развитых стран по уровню потребления минерального сырья на одного жителя. Между тем, высокий уровень потребления полезных ископаемых является, прежде всего, материальной основой экономики и национальной безопасности ведущих государств мира.

    При таком положении дел к 2010 г. может произойти 50%-е исчерпание условно рентабельной доли по бокситам, золоту, олову, серебру, фосфатам, свинцу, хрому; к 2015 г. – вольфраму, цинку, меди; к 2020 г. – марганцу.

    Поэтому устойчивое обеспечение экономики страны минеральными ресурсами с учетом возрастающей потребности в них и высокой инерционности минерально-сырьевого комплекса требует заблаговременного восполнения и расширения добывающих мощностей, наращивания масштабов воспроизводства МСБ на перспективу.

    Главной задачей на ближайшие годы является преодоление спада и стабилизация объемов добычи и производства металлов за счет укрепления и развития рудно-сырьевой базы, восстановления традиционных производственно-хозяйственных связей, укрепления финансового состояния действующих предприятий.

    Для укрепления и развития рудно-сырьевой базы в период до 2010 г. в первую очередь необходимо осуществить мероприятия по поддержанию и наиболее эффективному использованию действующих горно-обогатительных мощностей за счет интенсификации работ по вскрытию и подготовке новых горизонтов, а также ввода новых рудников.

    Реконструкцию действующих и строительство новых предприятий необходимо осуществлять с применением новейших технологий добычи и переработки руды, с использованием современного высокопроизводительного оборудования и горной техники.

    Без крупных инвестиций в строительство объектов рудно-сырьевой базы осуществление вышеперечисленных мероприятий проблематично. Учитывая сложившееся тяжелое финансовое положение предприятий, можно ожидать, что доля инвестиций за счет собственных средств не превысит 45 %. С 1995 г. внебюджетный инвестиционный фонд упразднен. Затраты на капитальное строительство предполагается покрывать за счет льготных кредитов банков, инвестиций российских промышленников и предпринимателей, иностранных инвесторов и государственной поддержки.

    В этой связи необходимо принять ряд мер:

  • освободить от налогов на прибыль отечественных и зарубежных инвесторов, осуществляющих финансирование мероприятий по техническому перевооружению предприятий и модернизации производства;

  • освободить от экспортных пошлин продаваемую на мировом рынке собственную продукцию, если вырученные средства направляются на поддержание и развитие производства;

  • освободить от импортных пошлин приобретаемое за рубежом горно-транспортное оборудование, если аналогичное оборудование не изготавливается на российских машиностроительных заводах;

  • предоставить государственные гарантии по кредитам иностранных банков, направляемым на реконструкцию и техническое перевооружение горно-рудных предприятий.

    Необходимо отметить, что отечественное машиностроение не смогло освоить выпуск современного бурового и погрузочно-транспортного оборудования для подземных рудников и ковшовых колесных погрузчиков для карьеров, а к созданию современной техники для проходки шахтных стволов методом бурения на полное сечение вообще не приступало. В этой связи возможно организовать в рамках конверсии на заводах военно-промышленного комплекса по сокращенным типажным рядам серийное производство самоходного оборудования для проходческих и очистных работ на подземных рудниках и ковшовые колесные погрузчики для выемочно-транспортных работ на карьерах.

    Важными проблемами являются восстановление и укрепление производственно-хозяйственных связей между предприятиями цветной металлургии стран-членов СНГ, интеграция и координация их действий в области минерально-сырьевой политики и производства цветных металлов. При сужении внутреннего рынка стран, входящих в СНГ, сохранение объемов производства и их наращивание возможны только за счет расширения взаимных поставок сырья и металлов, а также экспорта продукции на мировой рынок при согласованных действиях производителей-экспортеров.

    Реализация мероприятий по поддержанию и развитию рудно-сырьевой базы даст возможность решить важнейшие социально-экономические задачи России, а именно:

  • максимально обеспечить внутренний рынок цветными металлами, производимыми из собственного сырья;

  • сократить объемы закупок рудного сырья и металлов в других странах-членах СНГ и странах дальнего зарубежья;

  • повысить конкурентоспособность отечественной продукции цветной металлургии на мировом рынке и увеличить валютные поступления от экспорта;

  • снизить социальную напряженность и обеспечить занятость населения в районах действия предприятий цветной металлургии;

  • улучшить экологическую обстановку за счет применения наиболее прогрессивных технологий, полного и комплексного использования рудного сырья.

    Материал был опубликован в журнале Цветная Металлургия

  • Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции