Информационно-аналитический журнал    Вторник, 16 Апрель 2024 г.
Прокат:  301.39  +0.3% up   Сталь:  136.63   0% const
Что обещает металлургам кокс?

Близится к завершению еще один контрактный год для металлургов, и рынок снова полон всевозможных прогнозов по ценам. Прежде всего, производителей стали волнуют цены на сырье: железную руду и кокс.

С железной рудой все более-менее ясно: рынок явно остается дефицитным, а новый мощности не успевают вступить в строй к 2006 году, догоняя китайский спрос. Следовательно, цены на ЖРС обещают продолжить свой рост, а споры продолжаются вокруг величины этого подорожания. Однако ситуация с другим сырьем - коксом неоднозначна, и хотелось бы обсудить ее подробнее.

Кокс, всегда остававшийся в тени железной руды, почти два года назад заставил громко заговорить о себе. В конце 2004 года сбылись все самые худшие опасения металлургов – состоялось резкое увеличение цен на все сырье, и кокс в том числе. Если цены на железную руду вызвали у производителей стали шок, рекордно повысившись на 71,5%, то кокс перешагнул и этот барьер, повергнув металлургов в полное смятение. Переговоры по ценам на коксующийся уголь в начале 2005 года завершились доселе неслыханным показателем – разовым ростом цены на по годовым контрактам на 120%.

Мировой рынок: уход от китайских традиций

Роль первой скрипки на мировом рынке кокса по давней традиции играет Китай. Причем сценарий ее противоположен его доминирующей роли на рынке ЖРС. Для руды он главный потребитель, а для кокса – основной производитель и главный мировой экспортер. Китай в наибольшей степени выступает барометром цен и объемов поставок кокса для металлургических предприятий.

Доминирующая роль Китая на мировом рынке кокса в 2004 году создала не только беспрецедентный рост цен, но и напряженность с поставками, вызвав возмущение ЕС по поводу сокращения китайского экспорта. Ситуация в конце концов была урегулирована, хотя цены на металлургический кокс на волне дефицита, повысились до рекордного уровня $350-400 за тонну. Более того, Китай однозначно дал понять потребителям всего мира, что не увеличит экспортных поставок, невзирая на рост потребностей. Учитывая беспрецедентную динамику развития китайской металлургии легко понять, что кокс Китаю все больше нужен самому!

Дефицит поставок, наряду с рекордным повышением цен, положительно сказались на финансовом состоянии и инвестициях угольных компаний и производителей кокса во всем мире. Стартовал процесс огромных финансовых вливаний в освоение новых месторождений и расширение мощностей уже имеющихся коксохомических производств. Кроме того, таким же путем пошли и металлурги, которые решили обеспечить себе гарантию поставок и низкие цены на кокс. Металлургические компании по всему миру начали активно скупать угольные месторождения не только внутри страны, но и за рубежом. Началось и спешное строительство мощностей по переработке угля.

Приведем несколько примеров.

Бразильская компания Usiminas начала строительство нового коксохимического завода с объемом производства 550 тыс. т кокса в год на комбинате Ipatinga в штате Минас-Жерайс. Новые мощности по производству кокса будут введены к 2007-2008 г., что позволит компании полностью обеспечить себя коксом.

Российская «Северсталь» (с филиалом Severstal North America) решила обзавестись своим коксом в непосредственно в США, заключив договор с американской компанией Wheeling-Pittsburgh Steel (WPS) о создании совместного предприятия. "Северсталь" намерена использовать активы WPS для снижения издержек по закупке кокса для американского производства, а WPS рассчитывает с помощью партнера выбраться из череды банкротств. Собственный кокс в США "Северсталь" может получить уже в 2008 году.

Иран и Китай в феврале 2005 года подписали договор о строительстве крупного коксового завода, мощностью 400 тыс. т кокса в год, в иранской провинции Мазендеран. Согласно проекту, на строительство этого завода потребуется три года.

Компания Corus Group сообщила, что решает вопрос о развитии производства кокса в Port Talbot в Южном Уэльсе (Великобритания) на базе месторождения Margam (резервы до 25 млн. тонн коксующегося угля).

В августе германская ThyssenKrupp приобрела 7,63% акций канадской компании Cline Mining., занимающейся добычей угля (включая коксующиеся сорта).

В целом в Западной Европе, наиболее зависимой от импорта, в этом году вступили в строй новые (и модернизированные) коксовые заводы мощностью более 5 млн. тонн в год. Претендует на аналогичное развитие Индия. За период с 2004 по 2008 год она планирует увеличить производство кокса минимум на 3,4 млн. т.

В части горнорудной промышленности в 2005 году наблюдается серьезное наращивание мощностей по добыче и экспорту угля в Австралии и Канаде. Одно только канадское объединение угольных компаний Elk Valley Coal Partnership, занимающее второе место в мире по экспорту коксующегося угля, планирует в текущем году поставить на мировой рынок 27 млн. т высококачественного угля (рост более 8%).

По информации Australian Bureau of Agricultural and Resource Economics (ABARE) экспорт сырья и минералов в Австралии вырос на 29% за январь-июнь 2005 г. "Почти 80% увеличения экспорта заслуга высоких цен на сырье»,- отметил директор ABARE г-н Brian Fisher. Самый большой рост (по стоимости) продемонстрировали коксующийся уголь – 65% (кстати, железная руда и окатыши – 53%, энергетический уголь- 45%).

В целом экспорт коксующегося угля из Австралии в первые 6 месяцев 2005 года уже вырос на 23%, сообщает Australian Bureau of Statistics. Устойчивый спрос со стороны азиатских покупателей и высокие цены на сырьевые материалы позволили экспорту сырья из Австралии вырасти до рекордных $51.5 млрд. за 1 полугодие 2005 года. По прогнозам, экспорт коксующегося угля в Австралии поднимется на 7.5 млн т (до 122.9 млн т) в этом году, а затем еще увеличится на 8 % или на 9.7 млн т в 2006 году (до 132.6 млн т). По прогнозам агентства McCloskey group, в ближайшие два года Австралия может нарастить мощности по производству коксующего угдя на 39 млн. тонн,

В результате еще в 2005 году на Австралию будет приходиться около 58 % мирового морского экспорта коксующегося металлургического угля, прогнозируемого в объемах около 215,8 млн тонн в этом году и 227,1 млн тонн - в 2006 году. Основная мировая торговля все больше смещается от кокса в сторону коксующегося угля, а вместо Китая главным «законодателем мод» становится Австралия.

Эксперты также считают, что более активно будет развиваться угольная промышленность в России (с выходом на мировой рынок ) и в США. Ряд мнений гласит, что это приведет к снижению мирового дефицита на твердый коксующий уголь к концу 2007 года, несмотря на прогнозируемый рост спроса на данный товар.

Однако по прогнозу австралийской АМЕ, мировой спрос на импортный коксующий уголь будет расти в среднем на 3,1% ежегодно до 2010 г., обгоняя производство. Кроме того, прогнозируется, что такие страны как, например, Индия, вскоре не смогут обеспечивать свои потребности в угле, в связи с ростом металлургии, и также займутся его импортом. Это явные признаки дефицита.

Его вполне способен усугубить Китай. Если в 2004 году Китай экспортировал 15 млн. т кокса, то в текущем году Правительство КНР выдало лицензии на экспорт только 14 млн. тонн. Причину этого сокращения объяснил вице-президент Китайской ассоциации угольной промышленности Чжу Дэрен: «…колоссальный рост спроса на кокс для сталелитейной промышленности внутри самого Китая является одной из причин сокращения объемов экспорта. В первую очередь, производство коксующегося угля должно удовлетворять внутренний спрос Китая. Кроме того, чрезмерное производство кокса негативно скажется на долгосрочных перспективах развития КНР, так как ведет к серьезному загрязнению атмосферы".

За 8 месяцев 2005 года, по данным Китайской таможенной службы, производители экспортировали 9,04 млн. т кокса, отставая от темпов вывоза, оговоренных лицензированием. Кроме того, по сравнению с уровнем прошлого года, стоимость экспорта снизилась примерно на 28% (до $1,82 млрд). Крупнейшими странами потребителями китайского кокса вновь оказались страны ЕС, Япония, Бразилия (изменение их импорта составило +19.5%, +0.9% и -21.2% соответственно). По итогам 8 месяцев КНР произвел 148,47 млн. т кокса, что на 8,8 млн. т превышает аналогичные показатели прошлого года. При этом доля экспортируемого товара сократилась с 6,83 до 6,08%.

Внутренний рынок кокса в Китае в 2005 году по своей динамике отличается от 2004 года, принесшего и высокие цены, и проблему дефицита поставок, и высокие прибыли. В году текущем ситуация изменилась: цены на внутреннем рынке падают, прибыли производителей тают, избыток поставок нарастает. В чем тут причина?

Дестабилизация на китайском рынке кокса в 2005 году вызвана, прежде всего, политикой китайского правительства по сдерживанию развития стального сектора. Угольная и коксохимическая промышленность ориентировалась на много больший рост.

Официальный Пекин, внедряя новую стальную политику, поверг внутренний рынок коксующегося угля и кокса в настоящий шок: традиционно низкие китайские цены неуклонно и заметно падали в течение всего второго квартала. (см. Рис.2)

Не помогло стабилизации цен не оказало влияние и сокращение производства кокса в ряде регионов Китая. Так например, в провинции Shanhi была сформирована система управления, которой предписывалось контролировать нижний предел цен на кокс на местном рынке. В результате местные коксовые производства были вынуждены сократить объемы выпуска на 20-40% на трехмесячный период. В общей сложности летнее сокращение производства в регионе должно было составить 2 млн. т.

По оценкам специалистов в общей сложности в КНР около 25 млн. тонн продукции коксохимических заводов были принесены в 2005 году «в жертву» новым жестким подходом к экологическим требованиям и снижению энергозатратности (в рамках «нового стального курса»). Однако эти меры не смогли остановить китайское падение цен, которые скатились вплоть до отметки US$120-130 / т (на сентябрьские поставки кокса).

Власти считают, что несмотря на сдерживание роста новых проектов, в Китае продолжается реализация избыточных мощностей. Местный контроль считается пока «недостаточно жестким». В стране продолжается ассиметрическое развитие коксовых ресурсов в различных регионах страны, что добавляет проблем перевозки продукции по перегруженной транспортной системе страны.

По прогнозам, спрос кокса на внутреннем рынке Китая достигнет в этом году 220 млн. т. В то время как мощности производства оценивается в 360 млн. т, при огромном количестве конкурирующих производителей. В условиях ограничения экспорта более трети мощностей Китая по коксу окажутся в этом году невостребованными. Поэтому местные эксперты не ожидают подъема рынка и роста китайских цен на кокс минимум до конца этого года.

Власти Китая, с одной стороны, и ведущие мировые производители кокса, с другой активно ослабляют традиционный фактор китайского влияния на мировой рынок . Экспортные цены на китайский кокс в текущем году существенно ниже прошлогодних. (см.Рис.3)

Более того, по мнению Национальной комиссии по вопросам реформ и развития (NDRC), в будущем, 2006 году, Китай возможно пойдет на дополнительное сокращение экспорта кокса.

Ма Жанпинг, генеральный вице-директор департамента торговли уверен, что правительство будет продолжать пересматривать систему экспортных квот по коксу, при этом в коксохисическая отрасль должен быть наведен порядок, улучшена координация и прекращена хаотическая конкуренция. «Сегодня мы решаем стоит ли вообще открывать третью часть экспортной квоты на кокс в 2005 г.», - говворит М.Жанпинг. - «Наше решение будет зависеть от объемов производства кокса в стране».

Более того, даже декларированные властями квоты не выполняются в полном объеме. При полной экспортной квоте на кокс на 2005 г. в объеме 14,0 млн. т, властями КНР по состоянию на сентябрь было выдано лицензий только на вывоз 11,35 млн. т кокса. Практика малых «добавок» создает дополнительные трудности китайским экспортерам для заключения долговременных договоров и т.д. Такие «восточные хитрости» весьма контрастируют с современной мировой практикой.

К примеру, 3 августа 2005 года канадская Elk Valley Coal, японская Nippon Steel и южнокорейская POSCO подписали 10-летнее (!) соглашение по коксу. По согласованному документу в 2005 году объемы поставок канадского коксующегося угля достигнут 4.85 млн. т, затем, к 2007 году, возрастут до 6.25 млн. тонн и т.д., вплоть до участия металлургов в новой горнодобывающей компании (Elkview Mine Limited Partnership).

Российский рынок

Как это становится уже привычно, в России рынок угля и кокса показывает абсолютно такие же тенденции, как и во всем мире. Снижение производства стали существенно затронуло отечественное производства кокса, которое в текущем году демонстрирует заметное снижение темпов роста.

Производство кокса в России в текущем году начало явное падение еще со второго квартала, когда наметились самые первые признаки уменьшения производства стали. Спрос металлургов на сырье упал с опережением спада стальной конъюнктуры. В целом за январь-авугст 2005 года производство кокса в России снизилось на 8,3% (см.Рис.4) .

При снижении внутреннего спроса российские угольные компании в 2005 году рассчитывают на увеличение объемов экспорта угля на 5-7% по сравнению с прошлым годом. По прогнозам экспертов, такая ситуация (перепроизводства) сохранится еще несколько лет, поэтому отечественные угледобывающие предприятия стремятся быстро переориентировать свой бизнес в сторону зарубежных рынков.

Если в 2004 г объем российского угольного экспорта (включая энергетические угли) составил 76,1 млн. тонн, то по прогнозу Института конъюнктуры рынка угля (Москва), в нынешнем году экспортные поставки российского угля достигнут, 82-85 млн. тонн. В дальнейшем, к 2006 году, из страны будет вывозиться примерно 90 млн. тонн угля в год. При неблагоприятной конъюнктуре мирового рынка, объем экспорта стабилизируется в пределах 70 млн. тонн в год, а основными потребителями углей России станут страны Юго-Восточной Азии.

Однако главным потребителем экспорта российских коксующихся углей является Украина. В прошлом году рост внутреннего потребления кокса в России привел к резкому сокращению поставок коксующихся углей на Украину. В 2004 году поставки туда составили около 970 тыс. тонн, что на 1,2 млн. тонн меньше, чем в 2003 году. Общий объем экспорта кокса из России за прошедший год также резко сократился (на 1,4 млн. тонн) до 4 млн. тонн.

Сейчас ясно, что прогнозы специалистов начала года о стабилизации экспорта российского кокса не сбылись. Рынки сбыта оказалось весьма легко потерять, но трудно восстановить.

Российский экспорт кокса и полукокса за январь-июнь 2005 года упал на 7%, составив 1.54 млн. тонн. Снижение объемов произошло за счет 9-процентного сокращения экспорта в дальнее зарубежье и 5-процентного - в страны СНГ. Спад металлургии зафиксирован у многих потребителей кокса.

Утешает то, что выручка от экспортных продаж увеличилась на 39% по сравнению с уровнем годовой давности ( до $286.9 млн). При этом в страны дальнего зарубежья было поставлено 792.1 тыс. т кокса и полукокса при росте выручки на 30% (до $134.8 млн). Выручка от продаж в странах СНГ выросла на 49% (до $152.1 млн).

Эксперты считают, что в части объемов тенденция к сокращению экспорта коксующих углей (но росту объемов экспорта энергетических углей) сохранится.

Кокс в России, преимущественно производится на металлургических предприятиях, которые традиционно заинтересованы в поставках сырья – коксующихся углей. Их резкое подорожание на мировом рынке (как и энергетических углей) привело к исключительной активности металлургов в покупке угольных активов в 2004-2005 году.

Наши металлургические холдинги сейчас не только озабочены гарантиями поставки коксующихся углей, они почувствовали вкус от выгоднейших продаж угля, включая его экспорт.

“Евразхолдинг” сообщил, что намерен развивать свой угольный бизнес как самостоятельный. “Уголь для нас стратегически интересное направление. Мы развиваем его как отдельный бизнес”, — заявил старший исполнительный вице-президент компании Александр Фролов. Углем заводы группы обеспечены в избытке. По данным самого “Евразхолдинга”, его заводы в год потребляют 15 млн т коксующегося угольного концентрата, тогда как Распадская и “Южкузбассуголь” ежегодно добывают около 26 млн т. В начале года «Евразхолдинг» купил на аукционе лицензию на разработку кемеровского участка Ерунаковский VIII за рекордную сумму — свыше $41 млн, а 4 марта “Нерюнгриуголь” выиграл аукцион на право пользования недрами участка Восточный Денисовского месторождения в Якутии, предложив за него около $11,9 млн.

В компании "Южкузбассуголь" реализуется инвестиционная программа, согласно которой на строительство участка "Ерунаковский-VIII" выделено $100 млн и $ 40 млн. на строительство его ж/д путей. В результате в скором времени на Юге Кузбасса должна появится высокоэффективная шахта мощностью около 5 млн тонн угля в год. Напомним, что на на участке

Инвестиционная программа по строительству шахты на месторождении Денисовское в Якутии оценивается в $240 млн и ориентирована на экспорт угля в страны Азии.

Все более активным игроком угольного рынка становится «Стальная группа Мечел». Через свою дочернюю компанию ОАО «Южный Кузбасс» получила лицензию на право пользования недрами на участках «Поле шахты Ольжерасская» Ольжерасского каменноугольного месторождения, «Разведочный» Распадского каменноугольного месторождения и «Сорокинский» Сибиргинского и Томского каменноугольных месторождений на 20 лет. Общая стоимость полученных лицензий составляет (около $69,3 млн.).

На угольный рынок выходит и НЛМК. В сентябре 2005 г. стало известно, что активы В.Лисина могут пополнить «Алтай-кокс» и «Прокопьевскуголь», ранее принадлежавшие И.Махмудову.

Любопытна и новая тенденция 2005 года. Высокорентабельные угольные компании начинают образовывать собственные металлургические дивизионы. Так, холдинговая компания "Русский уголь", включающая ряд угольных и металлургических активов в Восточном Донбассе, Кемеровской, Новосибирской, Амурской, Пермской, Волгоградской областях и республике Хакасия, приобрела блокирующий 25-процентный пакет акций ОАО "Златоустовский металлургический завод", 68,4% акций ОАО «НЫТВА» (Нытвенский Металлургический Завод), 83,37% акций Волгоградского ТЗ и инвестирует в НМЗ им. Кузьмина $7 млн.

В части производства конечного сырья для металлургии – кокса, российский рынок сейчас распределен весьма равномерно (см.Рис.5)

Отсутствие монополий не позволяет никому существенно влиять на конъюнктуру российского рынка кокса. Его цены, как внутренние, так и экспортные, вынуждены следовать ситуации на мировом рынк. Если в начале года цены кокса еще были сравнительно высокими, то с апреля (с отметки 7000 руб/т), наблюдается их заметный спад который длится до настоящего момента. На сентябрь российская цена кокса достигла 5100 руб/т.

Кстати украинские внутренние цены на кокс имеют схожую тенденцию. Их летный спад был резче, но в последние два месяца застабилизировались на отметке 850 грн./тонну без НДС.

Как отмечают все участники рынка, спад цен на кокс обусловлен значительным снижением цен на коксующиеся угли. Эксперты сообщают, что уже в октябре следует ожидать некоторого роста цен на кокс и коксующиеся угли вследствие заключения договоров на 4 квартал 2005 года.

Похожая тенденция наблюдалась у российских экспортных цен. На текущий момент Украина закупает российский кокс по цене 180-190 долларов за тонну ДАФ, а за российский коксующий уголь платит от 60 (за рядовые марки) до 80 (концентрат) долларов за тонну ДАФ.

Одной из проблем российского экспорта остается проблема модернизации отстающей транспортной инфраструктуры как угольной отрасли, так и страны в целом.

Российские угледобывающие компании спешат усовершенствовать свои перевалочные комплексы. В частности, один из крупнейших в России угольных холдингов, являющийся правопреемником «Ерунаковской угольной компании» (Прокопьевск, Кемеровская обл.) - «РОСА» Холдинг» - в 2005 году вложит значительные средства в модернизацию принадлежащих ему портов Выборг и Высоцк.

В то же время, по словам генерального директора ОАО «Компания Усть-Луга» Валерия Израилита, выход на полную мощность (8 млн. тонн в год) угольного терминала «Ростерминалуголь» (экспортирует кузбасский уголь) состоится не ранее 2010 года. В 2005 году на терминале планируется ввести в эксплуатацию только первую очередь перегрузочного комплекса, мощностью 4 млн. тонн угля в год. Стоимость ввода каждой очереди терминала составляет примерно $20 млн.

Острой остается проблема ж/д перевозок угля внутри страны, которая проявляется в остной нехватке подвижного состава (в первую очередь универсальных вагонов). А недостаток технически исправных вагонов общего парка под погрузку угольной продукции для экспортных перевозок приводит к частому невыполнению планов и срывам контрактов.

Еще одной головной болью угольщиков остается система тарифного регулирования. Низкий процент вагонной составляющей, заложенный в спецставках на доставку угля из Кузбасса в направлении погранпереходов с Украиной, не позволяет достичь приемлемых сроков окупаемости вагона. Для сравнения: в спецставках на экспортную транспортировку угля через сухопутные погранпереходы вагонная составляющая – 15%, а при перевозке экспортных металлов через порты Дальнего Востока – 46%. Кроме того, из портов Украины и стран Балтии практически отсутствует возможность обратной загрузки ж/д транспорта: составы возвращаются порожними. При экспорте угольщики оказываются в менее выгодном положении, чем металлурги.

Украина: те же проблемы…

Кроме отмеченного спада потребления российского коксующегося угля в Украине, отметим, что ее коксохимическая промышленность становится главным конкурентом российской. Ухудшение конъюнктуры привело у соседей к снижению производства кокса, затовариванию складов и заметному снижению цен.

Произошло оно на фоне высокого уровня предложения кокса и снижения спроса ввиду остановок некоторых производств по выпуску чугуна в России и Украине, а также за счет падения спроса на рынках дальнего зарубежья .

Как заявлял летом генеральный директор объединения коксохимических предприятий Украины «Укркокс» Анатолий Старовойт: "Невостребованным остается около 360 тыс.т коксующихся углей ежемесячно".

Украина, в лице Национальной акционерной компании (НАК) «Уголь Украины», даже инициировала проведение специального расследования в отношении импорта российских коксующихся углей на Украину. При этом основания для ограничений поставок угля из России просто отсутствовали: только за I полугодие 2005 г. экспорт в Украину снизился на 25% с 3,2 до 2,4 млн. тонн.

При этом данная инициатива, как объяснил Президент НАК «Уголь Украины» Владимир Новиков, была направлена не против России, а против своих же коксохимов! «Сложилась ситуация, при которой импортный уголь оказался на одном ценовом уровне с украинским. Мы предложили украинским коксохимзаводам компромисс: мы снижаем цены на 18%, а они увеличивают закупки местных углей».

В случае если данная мера не приведет к росту потребления украинского угля, правительство может рассмотреть возможность квотирования импорта из России.

Однако совершенно очевидно, что украинские коксохимические предприятия не могут полностью отказаться от приобретения российского угля, поскольку на Украине добываются не все виды коксующихся углей (крайне не хватает высококачественных углей). Причем некоторые украинские металлургические предприятия (ММКим. Ильича и МК «Криворожсталь») просто предпочитают покупать в России готовый кокс (экспорт которого на Украину за 7 мес. т.г. увеличился на 7,8% - до 384 тыс.т), а не сырье для его производства.

Как отмечают эксперты, если спад в украинской металлургии продолжится, то даже введение ограничительных мер в отношении поставок на Украину российского угля не поможет местным угольщикам избежать снижения добычи.

При этом им также не поможет и дефицит коксующегося угля на мировом рынке, поскольку украинские порты не обладают значительными экспортными мощностям по перевалке угля, а внутренние транспортные тарифы делают нерентабельным его перевозку в направлении портов.

Впрочем на сегодняшний день уже подтверждаются ожидания многих экспертов: после сезонного летнего спада, ситуация на украинском рынке кокса стабилизировалась, появляются признаки активизации деятельности. Пока активность больше проявляется не в ценах, а в объемах объемах производства. После полугодового снижения в целом на 28% в Украине стабилизировалась добыча коксующихся углей: в августе в стране наблюдался рост в 1% до 1,57 млн.тонн по сравнению июлем (1,55 млн.тонн). Специалисты считают, что положение дел у украинского коксохима идет к стабилизации на текущем уровне.

Прогнозы и преспективы

Изменение ситуации с коксующимся углем и коксом в Китае и спад мировых цен заставил ведущие аналитические агентства заговорить о новых тенденциях.

Так, по мнению аналитической группы агентства Bloomberg, цены на энергетический уголь в 2006 году покажут снижение, на фоне роста выпуска продукции у таких производителей, как BHP Billiton, Anglo American Plc и Xstrata Plc. И в 2006 году упадут до $49.50 за тонну по сравнению с уровнем 2005 году - $ 53 за тонну.

Консалтинговая фирма Goldman Sachs JBWere (GSJ) предсказывает падение объемов продаж коксующегося угля по срочным контрактам. По ее мнению, в связи со спадом на мировом рынке стали и увеличивающимся предложением следует ожидать снижение цен с пиковых уровней, достигнутых в этом году. Мировые цены на коксующийся уголь, как ожидается, снизятся на 12%. Согласно GSJ говорится об ожидаемом снижении эталонных цен на коксующийся уголь до $110 за тонну.

К ним присоединяется и аналичесткая группа McCloskey Group, которая считает, что улучшение поставок от австралийских и канадских производителей похоже делает более мягкими цены на коксующийся уголь

В 2006 году согласно австралийской аналитической организации AME, мировые цены на коксующий уголь снизятся. Спрос останется высоким, но увеличившиеся поставки из Австралии скорректируют цены.

Однако существует и противоположное мнение. Группа аналитиков и наблюдателей рынка кокса считает, что межконтинентальный рынок твердого коксующегося угля останется исключительно напряженным в течение по крайней мере следующих двух лет. Пересмотренные ценовые прогнозы предполагают среднегодовые цены на уровне минимум $108 за тонну на трехлетний период 2006-2008 гг. По ряду мнений цены 2006 года останутся высокими, повысившись на 10$ за тонну.

Причина в том, что рынок коксующегося угля не собирается снижаться, в частности из-за растущего спроса со стороны Китая и его «ухода» с мирового рынка кокса. Отмечается, что рынок этот до сих пор не сбалансирован: спрос на высококачественный твердый коксующий уголь превышает предложение.

Здесь любопытно сравнение ситуации с коксом и железорудным сырьем.

ГМК всего мира, не рассчитывая на рекордные темпы многолетнего роста китайского потребления сырья, явно отстал от спроса. Результат – дефицит и высокие цены угля и руды. Дополнительный вклад в цены добавили ухудшение рудной базы и фактическая девальвация доллара США.

Однако, в отличие от ЖРС, мировой рынок коксующихся углей и кокса не монополизирован. Это гарантирует высокую конкуренцию и умеренный рост цен.

Переговоры по базовой экспортной цене на коксующиеся угли с 1 апреля 2006 г. должны начаться в октябре, но их быстрого окончания никто не ожидает...

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции