Информационно-аналитический журнал    пятница, 15 ноября 2019 г.
Прокат:  248.32  -1.04% down   Сталь:  136.63   0% const
Рынок алюминия России в IV квартале и в целом за 2017 год

Для мирового рынка алюминия, прямо влияющего на его российское производство, 2017 год сложился весьма противоречиво. Основой многих прогнозов являлись по большому счету слухи и домыслы. WBMS по итогам 11 месяцев зафиксировала дефицит алюминия в мире в размере 1,5 млн т. Экологические проверки и ужесточение нормативов в КНР повлияли на 1 млн т мощностей его производства в стране. В КНР также была завершена программа замещения 4,16 млн т устаревших алюминиевых заводов. Всё это создавало на рынке некоторую напряжённость.

В результате на протяжении всего 2017 года, особенно в его второй половине, росли биржевые цены на алюминий (рис. 1).

Схожая динамика наблюдалась и в отношении премий к биржевым ценам за поставку в Европе. Начав год на уровне $130–140 за т, к концу они достигали $160–170 за т.

Всё это повысило доходность алюминиевых компаний, включая «Русал». Кроме того, растущие цены стимулировали производителей РФ к наращиванию объёмов выпуска сырья и конечной продукции, что стало особенно заметно в III–IV кварталах (табл. 1).

Ещё большее влияние растущие цены оказали на объём экспорта первичного алюминия из России, поставки которого в IV квартале увеличились по сравнению с началом года на 65%, а относительно аналогичного периода 2016-го – на 28% (табл. 2).

Стоит отметить, что рост цен никак не повлиял на объёмы экспорта продуктов переработки алюминия – всех видов проката, прутков, профилей и прочих изделий. Разве что обозначился экспорт алюминиевого лома.

На импорт, как и следовало ожидать, подъём цен оказал противоположное влияние – ввоз первичного алюминия сократился в IV квартале на 40% относительно I квартала 2017 года и на 45% – по сравнению с IV кварталом 2016 года. В то же время ввоз различных полуфабрикатов и готовой продукции увеличивался или сохранялся (табл. 3). Что также объяснимо, поскольку по мере роста переработки доля стоимости сырья в цене для потребителя становится всё менее значительной.

Обращает на себя внимание заметный рост объёмов импорта алюминиевого лома в Россию. Примерно 30% его было поставлено в Москву (по документам), по 15% – в Башкортостан и Пермский край на ломоперерабатывающие заводы, около 10% – в Приморский край и Республику Мордовия.

Рост объёмов продаж и стоимости алюминия заметно поправил финансовые результаты алюминиевых компаний по всему миру. Американская Alcoa сообщила о росте выручки на 25%, до $11,652 млрд. Прибыль составила $217 млн против убытка в размере $400 млн по итогам предыдущего года.

«Русал» по итогам 2017 года сообщил о росте объёмов производства на 0,6% по всей компании. Для российских заводов компании динамика скромнее – около 0,5%. Финансового отчёта на момент написания статьи не было, но можно предположить, что при росте биржевых цен алюминия на 24% выручка «Русала» увеличится на сопоставимую величину, т.е. подберётся к $10 млрд. Чистую прибыль прогнозировать труднее, поскольку на неё оказывает влияние множество факторов, известных только самой компании, но принципиально она может более чем удвоиться и приблизиться к $3 млрд.

Надо также отметить, что в 2017 году компания активно занималась диверсификацией бизнеса, осваивая смежные отрасли. Что тоже требовало затрат и может негативно сказаться на финансовых показателях сейчас, но позитивно – в ближайшем будущем.

Так, в апреле 2017 года «Русалом» был куплен один из ведущих в РФ производителей колёс из алюминиевых сплавов для легковых автомобилей – ООО «ЛМЗ СКАД». А в декабре того же года под контроль «Русала» перешёл второй ключевой игрок данной отрасли – красноярский завод «КиК».

По информации «Русала», благодаря интеграции компания «ЛМЗ СКАД» к концу 2017 года увеличила количество выпущенной продукции на 27% от мощности предприятия (1,2 млн колёс в год). На 2018 год запланировано расширение производства на 200–250 тыс. колёс в год.

Перспективы мировой конъюнктуры рынка алюминия на 2018 год неясны ввиду крайней неопределённости реальной ситуации с объёмами производства в Китае. Анонсированные китайским правительством меры по оптимизации промышленности в зимний период 2017–2018 годов, от которых ждали сокращения производства на 1 млн т в год, были реализованы весьма странным образом.

Согласно данным Национального бюро статистики Китая, в декабре в стране было произведено 2,71 млн т алюминия, на 1,8% меньше, чем в декабре 2016 года. При этом в 2017 году выпуск алюминия составил в Поднебесной 32,27 млн т – на 1,6% больше, чем в предыдущем году.

По информации International Aluminium Institute (IAI), в декабре 2017 года выпуск алюминия в КНР сократился на 6,1% относительно декабря предыдущего года, зато вырос на 11,8% по сравнению с ноябрём. Оценки IAI по итогам 2017 года почти совпадают с китайскими – те же 32,26 млн т, но темпы роста оцениваются в 1,9%. Кроме того, в IAI считают, что перед ними не отчитываются китайские заводы совокупной (действующей!) производственной мощностью 3,5 млн т в год. Так что реальная динамика выпуска в Поднебесной по большому счету неизвестна.

Стоит отметить, что по состоянию на 28 декабря 2017 года запасы алюминия на складах Китая, включая варранты ShFE, выросли до 10-летнего максимума – 1,76 млн т. Поэтому вопрос наличия или сохранения мирового дефицита алюминия в 2018 году тоже может оказаться не таким уж однозначным. Прогнозы по выпуску алюминия на 2018 год многие аналитики сейчас стараются не делать. Но производители на фоне высокого спроса сохраняют оптимизм как в части объёмов производства алюминия, так и в части цен.

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции