Прокат:  300.07  0% const   Сталь:  136.63   0% const
Проверка «на титан»

В апреле многие украинские СМИ сообщили о предстоящих проблемах производства на «Крымском титане». Причина в том, что предприятие оказалось на присоседившейся к России территории, а также находилось под контролем «нелюбимого» новыми киевскими властями олигарха Дмитрия Фирташа. Тем более что он недавно был арестован в Вене по просьбе США.

Пока в I квартале 2014 г. «Крымский титан» увеличил выпуск диоксида титана на 6%. Однако предприятию обещают большие проблемы с поставками сырья – ильменита с Иршанского и Вольногорского ГОКов (Днепропетровская и Житомирская области Украины). Утешение в том, что пока это только обещания, а в производстве металлического титана данные поставки сырья не используются.

Иное дело – поставки с украинского Демуринского ГОКа. Все дело в том, что Хозяйственный суд Днепропетровской области 28 марта по иску прокуратуры предписал местным властям разорвать договор аренды земли. Дескать, под карьер для добычи титановой руды была отдана земля сельскохозяйственного назначения, что недопустимо. Кстати, ГОКу также предписано вернуть земле первоначальный вид и, естественно, прекратить добычу и отгрузку руды, которая с 2012 г. поступала российскому собственнику украинской компании – ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма».

Это значит, что появился повод рассмотреть подробнее ситуацию с одной из самых стабильных и рентабельных компаний цветной металлургии РФ. Напомним, что среди главных достоинств ее бизнеса назывались долговременные (до 2018–2020 гг.) контракты на поставку титановой продукции лидерам мирового авиастроения, среди которых и американская корпорация Boeing, и западноевропейская Airbus.

Фактически «ВСМПО-Ависма» более десятилетия имела растущий пакет заказов, сначала на внешнем, а далее – и на внутреннем рынке РФ. А сравнительно стабильная конъюнктура мирового рынка титана преодолевалась компанией опережающим выпуском продукции высокого передела (титановых штамповок, листа и т.п.). Однако начиная с 2008 г. динамика объемов титанового производства на «ВСМПО-Ависма» стала весьма нестабильной (рис. 1).

Причины этих изменений не вполне очевидны, поскольку мировой спрос на титан в последние годы рос опережающими темпами, что связывают с быстрым ростом пакета заказов на современные и тяжелые самолеты Boeing и Airbus.

Напомним, что в июле 2007 г. в городе Верхняя Салда создано совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing (UBM) для обработки титановых штамповок «ВСМПО-Ависма» с целью производства деталей для Boeing 787 Dreamliner, а также для Boeing 737 MAX и Boeing 777X. В планах этого СП называлось достижение оборота в $20–30 млрд в ближайшие 20 лет.

В 2009 г. «ВСМПО-Ависма» подписала самый крупный и долгосрочный контракт (на $4 млрд) на поставку проката из титановых сплавов и штампованных изделий компании Airbus и другим подразделениям EADS в Европе.

Отметим, что в те годы сообщалось, что российский титан обеспечит около 30 и 60% потребностей Boeing и Airbus в этом металле соответственно. В России в этот период также ожидался рост спроса на титановую продукцию при освоении серийного производства гражданских самолетов Sukhoi SuperJet и военных СУ-35С, далее – в перспективной разработке истребителя нового поколения Т-50.

Однако в реальности объем экспорта титановых изделий из РФ в США в 2011–2014 гг. неуклонно снижался (до уровня около 6000 т в год). А в страны ЕС (преимущественно предприятиям аэрокосмической корпорации EADS) поставки колебались, но фактически не росли по объемам.

Главное – не оправдались ожидания заметного роста спроса на титан в российской авиации. Производство новых самолетов в РФ (с повышенным использованием титана) не превышает 15–20 шт. в год, что соответствует применению менее 10 т титана.

При этом доля экспортных поставок основного производителя титана и изделий из него – «ВСМПО-Ависма» – за 5 лет плавно упала с 74 до 56% от общего объема производства. А в роли главного потребителя этого металла сейчас закрепились предприятия «Росатома» и Объединенной судостроительной компании. Их, помимо прочности и малого веса титана, привлекает его высокая коррозионная стойкость, в частности – в морской воде. А тоннаж энергетических установок и деталей судов на много порядков выше, чем у авиационных деталей. При этом на третью роль по объемам потребления титана (по тем же причинам) как в России, так и во всем мире уверенно выдвигается нефтехимическая отрасль.

Однако этот фактор – расширяющийся спектр применений титана (диверсификация поставок) – только «половина дела». В еще большей степени «ВСМПО-Ависма» помогает многолетнее освоение производства разнообразной продукции высокого передела (проката, штамповок и т.п.).

Это тем более важно, что мировые цены на первичное сырье – губчатый титан – в 2012–2013 гг. заметно снизились (рис. 2).

При этом цены продукции дальнейших переделов титана (отливки, штамповки, проката и труб) не только стабильнее, но и выше в 2–5 раз.

К примеру, средние цены титановой продукции (группы 810 890 ТН ВЭД), поставляемой из РФ в США, выросли с $29,7 за кг в 2011 г. до $35,4 за кг в первые 3 месяца 2014 г. Схожая тенденция роста цен наблюдается для титановой продукции, поставляемой в страны ЕС. Преимущественно это именно продукция «ВСМПО-Ависма».

Принятая и реализуемая стратегия позволяет корпорации сохранять весьма устойчивое финансовое положение (табл. 1).

В комментариях по финансовым итогам 2013 г. отмечается, что за год корпорация увеличила выпуск титановой продукции до 28,855 тыс. т (+9,96%), повысив при этом долю продукции более глубокого передела (рост по штамповкам составил 23%).

Рост выручки и операционной прибыли (13%) обогнал по темпам увеличение чистой прибыли (менее 2%). А основным фактором, сыгравшим негативную роль, стали отрицательные курсовые разницы, вызванные падением курса рубля в конце 2013 г. Показатель EBITDA за отчетный период вырос на 4,7% и достиг своего исторического максимума в 12,458 млрд руб.

Корпорация заявляет, что продолжает модернизацию производственной базы, основные направления инвестиций – повышение глубины переработки продукции, развитие кузнечных и механообрабатывающих мощностей. На инвестиционную программу в 2013 г. израсходовано 5,06 млрд руб., что на 9,4% больше, чем в 2012 г. Расходы на НИОКР составили порядка 450 млн руб.

«Несмотря на то что спрос на титан в 2013 г. остался на уровне 2012 г., корпорация «ВСМПО-Ависма» в 2013 г. сумела увеличить выручку и сохранить высокий уровень рентабельности за счет увеличения объемов выпуска продукции с глубокой степенью переработки и, соответственно, высокой добавленной стоимостью. Мы практически в полном объеме реализовали намеченные на 2013 г. планы по строительству новых производственных мощностей, реконструкции и перевооружению существующих. Мы будем и дальше продолжать свое развитие, увеличивая объемы и глубину переработки поставляемой продукции, повышая качество изделий и улучшая дисциплину поставок», – отметил Михаил Воеводин, генеральный директор «ВСМПО-Ависма».

В лучшее верит и фондовый рынок – в последние 5 лет котировки акций компании почти непрерывно росли, подорожав в 7 раз! Справедливости ради надо заметить, что докризисные котировки все еще недостижимы, а недельный объем торгов едва достигает нескольких десятков миллионов рублей, тогда как в 2009–2011 гг. речь нередко шла о цифрах на порядок больше.

В текущем году корпорация «ВСМПО-Ависма» намерена наращивать объемы поставок сложных и дорогостоящих изделий – штамповок, механически обработанных деталей, тонких листов. При этом будет снижаться доля «дешевой» продукции.

«По бизнес-плану на 2014 г. есть уменьшение заказов примерно на 30% по изготовлению прутков, на 15% сократились заказы на билеты. На 10% увеличился прогноз по заказам на плоский прокат, выросли заказы по штамповкам. Если говорить в целом, то выпуск более трудоемкой продукции увеличится, а менее трудоемкой – снизится», – сообщил в марте текущего года директор по производству «ВСМПО-Ависма» Олег Рябов.

Как рассказали в пресс-службе ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма», в 2014 г. компания намерена реализовать более 29 тыс. т продукции, что по объемам близко к уровню предыдущего года.

Но сделать это будет достаточно непросто…

Еще в июле 2013 г. (накануне 80-летнего юбилея ВСМПО) генеральный директор корпорации Михаил Воеводин отметил сегментацию рынка и наличие многих конкурентов: «Прежде всего следует разделить титановый рынок на два направления: авиакосмический титан и титан промышленный. В авиакосмическом секторе мирового титанового рынка корпорация занимает долю около 30%, конкурируя с традиционными поставщиками титана – американскими компаниями Timet (с конца 2012 г. подразделение Precision Castpart Corp.), RTI, ATI, а также с кузнечными предприятиями Европы и Америки.

На индустриальном рынке мы конкурируем с японскими компаниями Toho Titanium и Osaka Titanium, китайскими производителями и занимаем долю порядка 25% посредством совместного предприятия UNITI.

Конкурентов корпорации на рынке производства титановых полуфабрикатов в России практически нет. Тем не менее существует ряд предприятий, основной или второстепенной деятельностью которых является производство титановой продукции, например ОАО «СМК» в Ступино, кузнечные предприятия в Чебаркуле и Кулебаках».

Однако ситуация с тех пор заметно изменилась…

Особенно – на западном направлении сбыта, на которое возлагалось так много надежд. Конфликт вокруг Крыма и Украины угрожает прямыми санкциями ряду российских предприятий, причем «ВСМПО-Ависма» в их числе.

Это производство не только экспортирует более половины продукции, но и выпускает товар «двойного назначения». Неспроста корпорация (до ноября 2013 г.) была фактически национализирована и 70,42% ее акций принадлежали известной госкорпорации «Ростех».

Далее повторился процесс приватизации компании (в пользу ее менеджмента и Газпромбанка), причем 24 февраля 2014 г. Газпромбанк сократил долю в ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма» с 15,55 до 0,28%.

На следующий день по 30% минус 1 акцию получили кипрские компании Cador Enterprises Ltd и Jivanta Ventures Ltd. Сообщено, что они всего лишь увеличили свои доли в ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма» (с 21,14 и 24,28% акций соответственно). В итоге собственники корпорации «спрятались на Кипре», невзирая на текущую борьбу кремлевских властей с офшорами.

В споре с Украиной (по вопросу сырья) британское право Кипра, возможно, в чем-то «ВСМПО-Ависма» еще поможет. Но разве спрячешь на этом жарком острове экспортный титан от ЕС и США?

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции