Прокат:  302.35  +0.76% up   Сталь:  136.63   0% const
Алюминиевая промышленность - часть 2: Россия и ближнее зарубежье

В нашем предыдущем обзоре Алюминиевая промышленность - часть 1: Конъюнктура мирового рынка была подробно рассмотрена ситуация в мировой алюминиевой отрасли. В настоящем исследовании мы попытаемся подробнее затронуть ситуацию в России.

Известно, что доля России в мировом выпуске алюминия достаточно велика, чтобы считать отечественных производителей реальной силой, способной оказывать существенное влияние, как на мировую ценовую конъюнктуру, так и на формирование рынков каждого вида алюминиевого проката. Существующие в России и странах СНГ мощности способны производить до 20% мирового выпуска алюминия. Вот уже на протяжении 5 последних лет доля России на мировом рынке составляет около 15-16% (см. график 1) при общем объеме выпуска в 3.25 млн. тонн в год.

Прошедший год остался, пожалуй, самым успешным для отрасли в последнем десятилетии, а возможно и в ближайшей перспективе. В 2000 году выпуск первичного алюминия увеличился на 2.5% по сравнению с 1999 годом и составил 3.25 млн. тонн. При этом действующие мощности предприятий были загружены на 99.7%. Рост наблюдался также и в отрасли производства бокситов – основного компонента при производстве первичного алюминия. В том же 2000 году рост производства бокситов составил 4.1% и достиг уровня в 2.46 млн. тонн. Этого количества глинозема, естественно, не хватает для производства такого количества первичного алюминия, поэтому Россия является нетто-импортером глинозема, ввозя его, в частности, из Гвинеи, Австралии, Бразилии и т.д. Производство алюминия из собственного сырья в России не превышает 40% от общих объемов выпуска и это наиболее сильное ограничение сдерживающее рост мощностей внутри страны.

Столь впечатляющие темпы роста были продиктованы с одной стороны чрезвычайно благоприятной мировой ценовой конъюнктурой (см. график 4 из предыдущего обзора), так как эта отрасль промышленности экспортоориентированная. С другой стороны благоприятное влияние оказал рост внутреннего потребления алюминия, чему способствовала девальвация и рост промышленного производства в России. Так в 2000 году рост внутреннего потребления по сравнению с предыдущим годом составил 17% и достиг уровня в 700 тыс. тонн.

В ближайшей перспективе следует ожидать роста потребления алюминия внутри России еще на 10-15%, что связано с ростом промышленного производства в смежных отраслях, так и низкими ценами на металл, установившимися с начала текущего года. Рост внутреннего производства вряд ли достигнет 1.5-2%, чему препятствуют проблемы с сырьем, низкие цены, приводящие к снижению доходности и вялый спрос на металл на внешнем рынке.

На графике 1 представлены сравнительные данные по производству алюминия и глинозема в России, странах СНГ и общемировое производство, а также доля России на рынке.

За три последних года при общем росте мирового производства доля России неуклонно снижалась, несмотря на увеличение выпуска, и связано это было с постоянным вводом новых мощностей крупнейшими мировыми производителями – в частности, Alcan и Alcoa – и различными ограничениями на поставку на западные рынки. Тем не менее, внутрироссийское производство постоянно росло, до 2-5% ежегодно. К тому же весь прошедший год в России активно формировались альянсы в отрасли, что привело к значительной экономии издержек и позволило повысит маневренность и эффективность производства металла внутри России. Кроме России экспансия отечественных металлургов распространилась и в сопредельные государства – Украину, Армению, Румынию, а также и страны дальнего зарубежья – в частности в Гвинею, где не так давно один из операторов рынка приобрел местного производителя глинозема. Рассмотрим подробнее положение основных игроков на рынке.

Расстановка сил внутри России

Как известно производство алюминия включает в себя первоначальные операции по добыче глинозема, производству бокситов и электролизном производстве первичного алюминия. Таким образом, технологически предприятия можно разделить на три группы: предприятия по добыче глинозема, предприятия-производители первичного алюминия, обрабатывающие предприятия. Эта тема ранее рассматривалась в нашем обзоре отрасли от 8 февраля 2001 Алюминий в России - сильные и слабые стороны

Всего в России существует 6 крупных производителя глинозема: Уральский, Богословский и Волховский алюминиевые заводы, Ачинский горный комбинат, ПО «Глинозем» и Бокситогорский глинозем. В совокупности эти предприятия выдают порядка 3.5 млн. тонн глинозема, что покрывает около 40% российской потребности в алюминиевом сырье. В СНГ производство глинозема также достигает 3 млн. тонн в год (см. график 1).

Среди 11 заводов-производителей первичного алюминия два предприятия – крупнейшие в мире Братский и Красноярский алюминиевые заводы – выпускают более половины от общего объема производства металла в стране. К тому же данные заводы наиболее современные и оснащены передовыми технологиями, как российского (ВАМИ), так и иностранного (Pechiney) авторства. Долю предприятий-производителей на рынке иллюстрирует график 2.

Как уже было отмечено выше, процессы консолидации в отрасли к настоящему времени практически завершились и на сегодня производство алюминия и его сплавов в России контролируют практически два игрока – альянс компаний «Русский Алюминий» и СУАЛ-Холдинг. На долю первого приходится 70% произведенного первичного алюминия и сплавов, а также около 50% глинозема, производимого в России.

Русский Алюминий

Компания была сформирована путем объединения алюминиевых активов различными собственниками в марте 2000 года, и сразу вырвалась на первые места в мировой табели о рангах. Получив контроль над двумя крупнейшими в мире производителями первичного алюминия – Братским и Красноярским алюминиевыми заводами, а также над одним из самых современных и технологически оснащенных предприятий – Саянским алюминиевым заводом – компания стала в состоянии поставлять на мировой рынок порядка 2 млн. тонн первичного алюминия, что составляет приблизительно 10-12% мирового производства. Кроме того, компания обладает мощностями по производству товарного проката и упаковки, что позволяет получать продукцию более высокого передела и повышает долю переработки первичного металла. На компанию работает более 75 тыс. сотрудников, годовой оборот холдинга превышает 4 млрд. долларов.

В настоящее время в структуру этой крупнейшей вертикально интегрированной компании входят следующие предприятия (см. график 3).

Производство бокситов осуществляется на: Николаевском глиноземном заводе и Ачинском глиноземном комбинате, которые находятся на Украине и России соответственно. Основным поставщиком сырья для Николаевского ГЗ является государственная компания "Государственное общество бокситов Киндиа" (Гвинея). Ачинский глиноземный комбинат использует собственную сырьевую базу. В свете подорожания ж/д тарифов на перевозку сырья цветных металлов необходимо отметить, что транспортная составляющая в структуре расходов компании Русский Алюминий не столь велика, как у его конкурента – СУАЛ-Холдинга, из-за использования первой компанией преимущественно водного транспорта.

Технология Николаевского глиноземного завода была разработана специалистами французской компании Pechiney – многолетнего партнера россиян. Проектная мощность завода более 1 млн. тонн глинозема в год, в ближайшей перспективе компания планирует нарастить мощность до 1.5 млн. тонн. На Ачинском ГК используют отечественную технологию; проектная мощность производства 900 тыс. тонн.

Производимый глинозем поступает на алюминиевые заводы: Братский, Красноярский и Саянский заводы (см. график 2). Эти предприятия расположены около крупных генерирующих мощностей, что позволяет существенно экономить на энерготарифах. Производимый на этих предприятиях первичный алюминий на 80% экспортируется. Остальной перерабатывается на принадлежащих холдингу заводах: Саянском алюминиевом, «Саянской Фольге», «Ростаре», и БКМПО (Белая Калитва). Из общего выпуска проката 46% составляют листы и ленты, 30% плиты и прессованные изделия, а также фольга и консервная лента. Специалисты компании определяют сектор производства продукции высокого передела, как чрезвычайно перспективный и планируют в будущем развивать именно это направление.

СУАЛ-Холдинг

Другой крупный участник рынка – СУАЛ-Холдинг. Активы холдинга охватывают в основном предприятия уральского региона. Общий объем выпуска на предприятиях группы составил в 2000 году более 595 тыс. тонн первичного алюминия, 1.65 млн. тонн глинозема, что приблизительно на 5% больше, чем за аналогичный период 1999 года. Структура холдинга представлена на графике 4.

Как видно структура холдинга довольно сбалансирована; практически все встроенные в структуру предприятия являются технологическими цепочками для других предприятий. Это существенно снижает расходы на транзакции и позволяет проводить сбалансированную финансовую политику. Кроме того, относительная локализация структур холдинга в пределах одного региона также позволяет более гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям, как-то рыночная конъюнктура или изменения спроса. Одним существенным недостатком является необходимость транспортировки глинозема с Тиманского месторождения (Коми), что после повышения тарифов вызвало рост транспортной составляющей в структуре себестоимости. Так, по мнению топ менеджеров компании в настоящее время эта доля в себестоимости достигла 60%, что вызвало активизацию переговоров руководства компании и Единого тарифного органа об изменении порядка определения стоимость транспортировки.

Другие не задействованные в двух группах участники – Волховский Алюминий (30 тыс. тонн алюминия в год), Пикалевского объединения Глинозем (240 тыс. тонн глинозема) и Волгоградский алюминиевый завод (130 тыс. тонн металла) с начала года вели переговоры о слиянии, присоединении и консолидации активов с СУАЛ-Холдингом, но окончательное решение так и не было принято. В начале июля появились сведения об утвержденном решении собрания акционеров «Волховского Алюминия» и «Пикалевского Глинозема» (оба Ленинградская область) об объединении в единую компанию «Металлург» на правах филиалов. Новообразованную компанию планируют зарегистрировать осенью 2001 года. Среди основных акционеров Aimet UK /Великобритания/ - 44,1%, РФФИ – 20% и Shanton International /Мальта/ - 19,54%. Однако перспективы такого объединения пока туманны, т.к. сразу же после решения собрания акционеров против руководства «Волховского Алюминия» было возбуждено уголовное дело с обвинениями в мошенничестве и процесс объединения пока приостановлен. Очевидно, что за борьбу над предприятиями включились сторонние силы и, по всей видимости, эти заводы в скором времени будут консолидированы с одним из двух крупных участников рынка. Это подтверждает высказываемый ранее многими аналитиками прогноз о создании в России двух сильных игроков на рынке и вовлечении в их структуры более мелких участников.

Таким образом, в результате интеграционных процессов в российской алюминиевой отрасли сформировались устойчивые группы предприятий, производящие 15% мирового алюминия. Столь крупные структуры находятся под постоянным пристальным вниманием со стороны крупнейших мировых производителей, время от времени инициирующих антидемпинговые расследования и подающие иски в американские суды. Тем временем отечественные производители последние несколько лет увеличивают количество произведенного первичного алюминия и выпуск проката высокого передела, в основном за счет увеличения внутреннего спроса. При сохранении таких темпов и в дальнейшем очевидно, что данная отрасль промышленности станет одной из доходообразующих для российской экономики и всесторонняя поддержка алюминиевых производителей в ближайшее время крайне необходима, особенно на фоне ухудшающейся мировой конъюнктуры.

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции