Информационно-аналитический журнал    Суббота, 20 Апрель 2024 г.
Прокат:  299.89  -0.51% down   Сталь:  136.63   0% const
Слухи о кончине свинца оказались преждевременными

Объявленные симптомы болезни

Юные активисты «Greenpeаce» и многоопытные борцы за экологию имеют отличную квалификацию в части рекламы и PR. Их «страшилки» заметно влияют не только на общественность (прежде всего европейскую), но уже и на умы многих политиков. Токсичный свинец уже многие десятилетия назад был ими приговорен к полной и повсеместной ликвидации. Прекращение производства бензинов с антидетонатором – тетраэтилом свинца казалось первым достигнутым успехом. Далее планировалось исчезновение автомобильных свинцовых акуумуляторов, прекращение производства красок (свинцовых белил) и т.д. и т.п. Вплоть до ликвидации атомной энергетики, активно использующей свинцовую защиту, и ликвидации распространенных боеприпасов с тяжелым свинцом.

Россия также внесла свою лепту в защиту среды – с 1 июля 2003г. у нас запрещены производство и продажа этилированных сортов автомобильного бензина (но не определены санкции за это!). А страны Балтии (и другие кандидаты в ЕС) вынуждены также сворачивать его применение под давлением евростандартов (и евроштрафов).

Ну а в целом по миру в масштабных планах «зеленых» по реформированию индустрии места свинцу в перспективе не находилось вообще. Жесткая экологическая позиция в некоторой степени повлияла на планы ряда потребителей и производителей свинца. Относится это в первую очередь к Европе.

Однако выгоды рыночной экономики и политические интересы часто ограничивают самые благие намерения улучшения условий жизни, даже если они вполне разумные. Особо циничную позицию в очередной раз демонстрируют США. Примеры этого – отказ к присоединению к Киотскому протоколу (по ограничению выбросов в атмосферу), применение урановых(!) сердечников в боеприпасах, да и очередной виток гонки вооружений… Свинец в мире пока серьезным ограничениям практически не поддается!

Динамика применений свинца

Свинец – один из первых металлов, начатый активно использоваться людьми. Относят этот момент приблизительно к 6500 году до нашей эры. С того времени использование свинца в деятельности человека непрерывно росло.

Рассмотрим спектр его современных применений на примере Европы, обеспечивающей около 26% мирового потребления свинца и наиболее «озабоченной» экологическими проблемами. В странах ЕС к концу 2000 года свинец используется в основном для производства автомобильных батарей и аккумуляторов, на долю использования которых приходится почти 2/3 металла.

Другими крупными потребляющими этот металл секторами экономики, безусловно, являются химическая промышленность, где свинец используется как компонент при производстве реагентов и красок, а также сектор IT, где металл применяют в качестве припоев и присадок.

Кроме этого, благодаря своим уникальным физико-химическим свойствам свинец нашел место при производстве различных инженерных продуктов, както защитные покрытия зданий и сооружений (высокая коррозионная стойкость металла, долговечность и простота применения – основные преимущества при его использовании), а также для использования в медицинских нуждах, при производстве рентгенографической и спектрографической аппаратуры. Итоговая диаграмма (для металлического свинца) приведена на Рис.2.

Структура эта за последние десятилетия изменилась весьма незначительно. Сократилось с 16 до 13% применение свинца в химической промышленности, с 7 до 3% – в кабельном производстве и производстве припоев пайки. Почти вдвое сократились военные расходы региона, поэтому можно предположить заметное сокращение применения свинца в производстве боеприпасов.

Баланс мирового спроса и предложения

Общие мировые объемы потребления свинца за последние годы не снизились. Небольшой спад США и ЕС в 2001-2002 году вполне компенсирует быстрый рост потребления свинца в развивающихся странах. Добыча свинцовых руд и выплавка металла в последние годы неуклонно растут. Утешением для «зеленых» может быть только некоторая стабилизация потребления свинца в мире (см. Рис.3-5). Однако это произошло на фоне ряда промышленных кризисов (азиатского 1999 года, в развитых странах 2001-2002 года). Сейчас предложение свинца несколько превышает спрос, однако многие аналитики считают это явление временным. Намечается увеличение мирового производства автомобилей, что всегда ведет к росту спроса на свинец.

Сырьевая база

Самые большие запасы свинца в недрах находятся в Австралии (15,6 млн. тонн), Казахстане (14,8 млн. тонн), США (12,2 млн. тонн), Канаде (9,6 млн. тонн), Китае (7,6 млн. тонн). Доля России в мировых запасах свинца оценивается в 10-12%. По данным на 2000 год, основные производители свинцового сырья в мире – Австралия (685 тысяч тонн свинца в концентрате), Китай (580), США (460), Перу (270), Мексика (175). В значительных объемах добыча ведется в Казахстане, России, Ирландии, Швеции, ЮАР.

Соответственно основными производителями свинца в мире являются Австралия, Китай и США (более 70% мирового выпуска). Австралия по производству свинца в концентратах занимает первое место в мире – 25% мирового производства.

При низких ценах на свинец и растущих затратах в 2001-2002 годах произошло сокращение добычи свинца в Австралии, Ирландии, Канаде, Испании и Швеции. Производство металла в руде в мире заметно сократилось. К примеру, в 2002 году – на 9,8% по сравнению с 2001 г. Результат – возникший дефицит сырья, особенно свинцовых концентратов, продолжающийся до сих пор. Только в прошедшем году за счет Азии горнорудная отрасль заметно (на 2,1%) нарастила мировое производство свинцовых руд.

Отметим две особенности добычи свинца:

– значительное его извлечение из полиметаллических руд (чуть стабилизирует добычу независимо от конънюктуры рынка свинца);

– растущую долю металла из вторичной переработки лома.

У свинца самый высокий из всех металлов коэффициент использования во вторичной обработке (в среднем по миру около 60%). А в странах ЕС и в Северной Америке эта доля еще выше. Там большая часть свинца используются в производстве батарей аккумуляторов, из которых впоследствии утилизуется и перерабатывается более 95%.

Производство и потребление

Долгое время считалось, что рафинированный свинец в 2003 году производится в меньших, нежели обычно, объемах из-за закрытия металлургических заводов в Европе и Австралии. В США на отдельных предприятиях было прекращено производство этого металла. Его выпуск в 2004 году должен еще сократиться из-за закрытия австралийского завода Cockle Creek компании Pasminco в сентябре, последствия которого еще предстоит ощутить. На декабрь было намечено закрытие и завода Glover в США. Закрытие ряда производств и напряженность с концентратом сделали свое дело. Особенно сильно пострадали заводы Noyelle Godault во Франции и Britannia Refined Metal’s Northfleet в Великобритании. В общей сложности объём сокращений производства рафинированного свинца в Европе составил в 2003 году около 250 тыс. тонн. Эффект от подобных действий будет ощущаться до конца этого года и далее в 2004 году, хотя в какой-то степени он будет «нейтрализован» ростом производства вторичного свинца.

Однако как всегда в мировой баланс металлургии свинца вмешалась Азия и, в первую очередь, Китай. Хотя в течение 2003 года объём экспорта рафинированного свинца на Запад был ниже, чем в прошлом году, его годовое производство в КНР выросло более чем на 10%, превысив 1200 тыс.т. Отметим, что несколько ниже темпы роста китайского (и азиатского) потребления свинца, поэтому ряд аналитиков поговаривает о растущих в Китае его складских запасах. Это, учитывая бурную автомобилизацию Китая, кажется сомнительным.

Динамика цен на свинец

Начиная с лета 2003 года, ряд СМИ отметил дефицит экспортных поставок свинцовых концентратов, который привел «к значительному росту цен на свинец»

Лондонский журнал Metal Bulletin осенью 2003 года отмечал, что «уже сейчас очевидно, что ценовая конъюнктура свинца улучшается». Средняя цена свинца с немедленной поставкой на Лондонской бирже металлов (LME) в 2000 году составляла 455 долл. за тонну, в 2001 г. – 476 долл., в 2002 г. – 463 долл. за тонну. Средняя цена свинца на LME в сентябре этого года – 521 долл., а в октябре – более 615 долл. за тонну.

Сейчас стало ясно, что это была только пауза. (см. Рис.6). Цены января 2004 года достигли уровня 720-730$/т. И это наверняка не предел. Складские запасы, зарегистрированные LME, быстро сокращаются, а спрос на свинец растет.

Последний рекорд цен LME (на 9 января 2004 года) – 752$/т, по расчетам Cash seller & settlement. За последний год динамика роста мировых цен на свинец (+40%) выше, чем в среднем для массовых цветных металлов, и выше, чем девальвация доллара США (-14,5%, по данным агентства Bloomberg или –30% по нашим оценкам). Мы согласны с выводом Metal Bulletin Research (MBR) о росте мирового потребления свинца (минимум на 2%) и продолжением роста цен по меньшей мере в течение первого полугодия 2004 года.

Близок к реальности и прогноз Международной группы по изучению рынка свинца и цинка (ILZSG ) о том, что «мировой спрос на свинец, составивший по итогам 2002 г. 6,6 млн. тонн, в 2003 г. может возрасти на 0,9%, а в 2004 г. еще на 2,4%».

Потребление этого металла (особенно в производстве аккумуляторных ифтарей) и его цены (особенно в долларах США) будут расти вопреки всем надеждам экологов.

Россия на рынке свинца

Значительная часть советского производства свинца была сосредоточена в Казахстане и ныне Россией утеряна. Частично свинец поставляют нам Лениногорский свинцовый завод (сейчас входит в состав «Казцинка») и Шымкентский свинцовый завод (входит в «Южполиметалл»), Усть-Каменогорский свинцово-цинковый завод. В прошлом году они выпустили около 100 тыс.тонн свинца при 50% загрузке производственных мощностей и нехватке сырья.

При заметных запасах руд российская сырьевая база по свинцу раздроблена и слаба. Сейчас она нацелена более всего на экспорт свинцовых концентратов (чаще в Китай). По новым квотам, утвержденным Правительством РФ в 2004 году экспортировать свинцовый концентрат будут ООО «Новоангарский обогатительный комбинат» – 39 тыс. т, ОАО «Сибирь-полиметаллы» – 15 тыс. т, ОАО «Горно-металлургический комплекс «Дальполиметалл» – 15 тыс. т (в прошлом году – 12.2 тыс. т). Квота кека свинцового, экспортируемого ОАО «Челябинский цинковый завод», в 2004 году составит 9 тыс. т (10 тыс. т в 2003 году). Хотя российское производство свинца в концентрате выросло за год на 12,5%, квоты его на экспорт в 2004 году заметно сокращены – до 69 тыс. т (с 56.2 тыс. т. в 2003 году).

В прошлом году ГМК «Норильский никель» (ОАО «Первая горнорудная компания») начала разведку Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на архипелаге Новая Земля, оцениваемого в 1 млн. тонн свинца и цинка. Освоение его (минимум через несколько лет) может существенно улушить обеспечение отрасли сырьем.

Для производства/потребления рафинированного свинца в целом российская статистика (в отличие от всего мира!) продолжает оставаться секретной. Производство металлического свинца рядом крупнейших производителей в 2003 году составляет: в «ГМК Дальполиметалл» (из руды) около 12 тыс.т (рост более 30%) и в холдинге УГМК (из лома) около 10,2 тыс.т (рост на 24%). Данных по производству свинца «ЧЦЗ» традиционно нет, а пуск гидроэлектрометаллургического цеха по производству цинка и свинца в Кировограде («УГМК») пока откладывается. Владикавказский «Электроцинк» несколько снизил в 2003 году производство свинца, что явилось одной из причин замены его директора. Перед самым Новым годом и.о. гендиректора завода назначен Игорь Москаленко из УГМК. Другие наши производства свинца, особенно путем утилизации старых акуумуляторных батарей, под государственную статистику явно не попадают.

По нашим ориентировочным оценкам, общий объем производства свинца в России в 2003 году составит более 60 тыс.т (спад по сравнению с 2002 годом около 2%), а его ввоз в Россию – превысит 25 тыс.т. (премущественно из Казахстана, Узбекистана, Китая). Аналогичное количество нашего металла будет поставлено на экспорт. Ввоз группы свинецсодержащих сплавов (припоев и т.п.), особенно из Китая чаще идет контрабандным путем и под контроль (и статистику) не попадает вообще.

В России, как и в развитых странах, основным потребителем свинца в индустрии является производство автомобильных и прочих аккумуляторов (в 2003 году использовано около 42 тыс.т свинца).

При решении вопросов обеспечения сырьем (включая лом) перспективы российской свинцовой промышленности выглядят обнадеживающе на многие годы. . Водородная энергетика не помешает.

Аккумуляторное напряжение


Отрасль – главный мировой потребитель свинца, переполнена новостями и новинками.

Еще 5-10 лет назад нам сообщалось, как состоявшийся факт, что насыщенность современного автомобиля разнообразной радиоэлектроникой, автоматикой и электротехническими системами растет столь быстро, что классическому свинцовому аккумулятору такое энергопотребление не «потянуть».

Быстро оказались исчерпанными ресурсы энергетики 12-вольтовых свинцово-кислотных автомобильных батарей, а также до предела дошла возможность автомобиля принимать все возрастающую массу электрооборудования и всех его проводов.

Вопрос удорожания автомобиля за счет новой электроники при этом рассматривать не будем. Рассмотрим только вопрос его перспективного энергоснабжения.

В качестве решения растущих «аппетитов» энергопотребляющего оборудования конструкторами предлагалось повысить напряжение бортовой сети автомобиля до 36 или 42 В. Одновременно планировалась замена классических свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (АКБ) на более энергоемкие никель-металлгидридные (NiMH), литий-ионные (Li-ион) и прочие батареи. Параллельно с ростом энергоемкости планировалась также экономия размеров и массы автомобильной АКБ. Залогом успеха «высоковольтных» автомобилей считалась апробация новых типов АКБ для массовой переносной радиоэлектроники (сотовых телефонов, ноутбуков и т.д.).

Интересно, что подобный переход уже однажды происходил. В пятидесятых годах прошлого века напряжение бортовой сети автомобиля увеличилось с 6 до 12 В.

Однако автоматическое увеличение напряжения до 36/42 В не является кардинальным решением проблемы – многие элементы электрооборудования автомобиля, например, лампы освещения и электронику сложно переделать на 42 В. Поэтому планируется оставить 14 В для питания систем, повышение напряжения в которых нецелесообразно, и ввести параллельно 42-вольтовую электрическую цепь.

Следующее поколение аккумуляторов представлено в виде никель-металлгидридных и литий-ионых аккумуляторов. Эти системы больше знакомы потребителям благодаря их использованию в качестве источника питания в мобильных телефонах. Автомобильный вариант такой батареи отличается повышенной по сравнению со свинцовой моделью энергоемкостью и энергоотдачей. Экспертами в 2000 году планировалась такая динамика внедрения новых батарей.

Однако крайняя (в 10-50 раз) дороговизна новых акуумуляторов в изготовлении и обслуживании, а также кризис развитых стран проивел к тому, что темпы их внедрения оказались много ниже плановых. К примеру, хотя и в 2001 году BMW сообщил, что серия 750hL первыми среди серийных автомобилей в мире оснащены АКБ, обеспечивающим напряжение 42В, серийного внедрения практически нет!

Доля авто с 42 В-сетью пока заметно растет только на мировых выставках – автосалонах.

Сейчас эксперты оценивают долю новых автомобильных аккумуляторов на рынке к 2005 году цифрой только менее 1%. Во всем мире (особо – Китае) непрерывно на 2-3% в год растет производство свинцовых аккумуляторов.

Аналогично развивается и российский рынок свинцовых аккумуляторных батарей, объемом около 10 млн. шт. в год. Однако, их экспорт на наш рынок превысил 50% долю. Кроме того наметился приход на российский рынок крупного иностранного аккумуляторного холдинга, что, естественно, взволновало российских производителей.

В России за 9 месяцев 2003 года лидерами по объемам производства были Тюменский АЗ (1,28 млн штук), «АкТех» (0,68 млн штук), Подольский АЗ (0,67 млн штук), Курский АЗ (0,54 млн штук), на остальные предприятия пришлось чуть более 1 млн штук.

В конце 2003 года крупнейшие российские аккумуляторные предприятия – Тюменский аккумуляторный завод и иркутское ООО «Аккумуляторные технологии» («АкТех»), выпускающие порядка 2-2,5 млн аккумуляторных батарей, подписали договор о стратегическом партнерстве. Далее планируется создание холдинга с привлечением других российских производителей. Доля нового объединения в российском потреблении свинца превысит 25%.

Ну, а как же надежды российских экологов?

Сейчас они всецело обращены к программе «Норильского никеля» и РАН по развитию водородной энергетики и топливных элементов. Сообщим заранее, что науке для реализации этой программы надо очень мало, а нужные конструкторские, технологическиеи экономические решения появятся только через многие десятилетия. Впрочем это уже тема для отдельной статьи…


Статья была опубликована 25 января 2004 года в журнале
"Металлургический бюллетень"
(№ 1-2).

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции