Позитивный для мировой металлургии 2000 год сменился в 2001-2002 годы ситуацией, характеризующейся несбалансированностью спроса и предложения для сталелитейной промышленности.
ослабление конкуренции из-за рубежа дало возможность американским сталелитейным компаниям загрузить производственные мощности с 80% почти до 90% и поднять цены на некоторые виды продукции.
Но уже летом этого года ситуация изменилась. Производители автомобилей и бытовой техники начали компанию в пользу отмены ограничений, сама металлургическая промышленность США явно испытывала дефицит импорта металлопродукции. К осени "роман" между администрацией Буша и сталелитейной промышленностью окончательно закончился. В конечном счете, более 700 видов сталелитейной продукции были освобождены от 30% пошлины, введенной США в марте.
Страны, применившие антидемпинговые ужесточения, в конечном итоге, кроме повышения мировых цен на металлопродукцию, добились того, что их «меры по защите торговли», после многочисленных освобождений от пошлин, превратились в нечто, напоминающее дырявый швейцарский сыр.
Действия США и других стран оказались заразительными и для России. В начале июля текущего года были подписаны постановления правительства РФ "О временных мерах по защите российских производителей оцинкованного проката" и « О мерах по защите российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций». Установлены временные (сроком на 4 месяца) антидемпинговые пошлины на оцинкованный прокат из Украины в размере 31,8% от таможенной стоимости, на аналогичную продукцию из Казахстана в размере 36,9%, на импорт украинских прутков – в размере 21 %. Фактически российский рынок также столкнулся с запретительным характером тарифов.
И что же российские металлурги? Казалось бы, в таких незавидных условиях запретов, Россия и мечтать не могла о росте. Но статистика говорит об обратном. Производители прежде всего демонстрируют завидный экспортный рост, причем уже за первое полугодие 2002 года рост экспорта чугуна - составил 27%, плоского проката и нелегированной стали- 10,1%. Правительству РФ удалось добиться отмены пошлин на экспорт нашей стали и более жестко провести переговоры по ограничению поставок стали в Россию. Более того, россиянам удалось даже приоткрыть американский рынок для своих поставок. США разрешили экспортерам первые 5,4 млн. тонн стали ввезти безо всяких пошлин. Таким образом, Россия получила квоту большую, чем прошлогодние 2 млн. тонн. Производители также смогли переориентироваться на другие рынки и увеличили экспорт в Юго-Восточную Азию. Поразительно, но первая половина тяжелого 2002 г. для российской металлургии завершилась достаточно чистым от конкурентов внутренним рынком, ростом экспорта и отменой пошлин на вывоз стали.
Для мирового рынка металлопродукции, т.е потребителей, в текущем году принятие административных мер привело, прежде всего, к росту цен. США дали толчок к подъему цен в мире практически по всем позициям черного металла. Россия, с задержкой на 1-2 месяца, отреагировала еще сильнее.
Повышение российских цен произошло, и происходит до сих пор, крайне неравномерно по отдельным видам металлопродукции.
Рассмотрим некоторые позиции более подробно. Менее других увеличились российские цены на холоднокатаный лист (1,95%) и горячекатаный лист (2,23%).
Причина столь небольшого повышения кроется и в ограниченном экспорте (наличие квот и низкое качество отечественного проката), и в стагнации спроса в России, например, в машиностроении. Не стоит забывать и об излюбленном, уже известном, приеме «запада»: вытеснить экспортную продукцию в сторону сырья и полуфабрикатов низкого передела. Так, в январе 2002 года Европейский Союз ввел запретительные квоты на импорт современного легированного бором проката из России, что снизило соответствующие поставки в 2-3 раза.
В 2002 г. цены на оцинкованный лист (широко применяемый в строительстве, автомобилестроение, машиностроении) по разным регионам мира увеличились на 6 - 30%. В России же цена на оцинковку, как была, так и осталась рекордсменом по отрыву от мировых цен.
Введение антидемпинговых пошлин на импорт оцинкованного проката из Украины и Казахстана расчистило рынок для российских производителей. Однако ввод новых мощностей (например, на ММК) и реконструкция других производств задерживается. Склады торговцев опустели, а цены «задраны» настолько высоко, что потребителям выгоднее покупать металл в Азии.
Такая ситуация привела к возрастающему дефициту оцинковки на российском рынке (в августе до 30–40 тыс. т.), росту проблем для торговли и предприятий, занятых в сфере переработки оцинкованной стали. Как следствие, это гарантирует дальнейшее повышение цен на российский оцинкованный прокат.
Особо показательным является тренд цен на российскую арматурную сталь. Она является лидером повышения цен на внутреннем рынке. Летний спрос со стороны стройиндустрии при резком ограничении поставок из Украины и Казахстана привел к стремительному росту цен. Увеличение их за последние полгода составляет 44 %. В России нет ни одного вида промышленной продукции столь быстро подорожавшей за последнее время.
Совершенно очевидно, что «период недорогого металла» на российском рынке закончился. Еще в феврале разрыв с мировыми ценами составлял 30%, а начало осени практически приблизило тренд российских цен к мировым. Сохранилось и российское своеобразие- крайне неравномерное повышение цен по разным позициям металлопроката.
Возникает ощущение, что российские металлургические комбинаты, в условиях низкого спроса на основную продукцию – сортовой и листовой прокат, пытаются «заработать» на отдельных дефицитных позициях.
Кстати летний опрос посетителей сайта www.MetalTorg.Ru показал, что они считают основной причиной роста российских цен «сговор» ведущих производителей.
Приведенные выше цены соответствуют мелкооптовым рынкам продукции. Для справки приведем ниже соотношение цен для различных секторов торговли. Отметим, что порой экспортные цены являются крайне низкими, что наносит ущерб внутреннему рынку страны.
Что в итоге? Пример и США, и России лишний раз доказывает, что любое резкое вмешательство властей в сферу рыночных отношений ведет к нестабильности, резкому скачку цен, опустению складов, приносит прибыль узкой группе бизнесменов и лоббистов, и в конечном итоге уводит от главной проблемы - развитие национальной металлургической отрасли.
США, например, в очередной раз фактически демонстрируют пренебрежение принципами свободной торговли, объявив в сентябре 2002 года о новых «мерах по коренному преобразованию рынка черных металлов». На этот раз они выражаются в ограничении возможностей сталелитейщиков других стран (снижение субсидирования металлургии, консервация металлургической промышленности развитых стран на низком технологическом уровне).
Для российского рынка показательным является вопрос продолжения «запретительных» таможенных пошлин на поставки металла из Украины и Казахстана. Потребители металла в России выступают за более свободную конкуренцию на рынке металла, и особенно - против резких и необоснованных изменений ситуации. Думается, что и российской администрации пора прибегать к более тонким и взвешенным методам регулирования отечественной экономики, включая металлургию.