Прокат:  300.07  0% const   Сталь:  136.63   0% const
Ситуация на рынке оцинкованного проката (Часть I)

Оцинкованная продукция является одним из самых перспективных направлений на рынке черных металлов. Вследствие коррозии мировая экономика ежегодно теряет, по самым скромным подсчетам, многие десятки миллиардов долларов, а потребности в рабочей силе для выполнения антикоррозионной защиты составляют около 1 млн. человек. Метод оцинкования является удобным, хорошо освоенным технологическим процессом, а для стали - очень долговечным способом решения проблемы коррозии. Цинковое покрытие, в отличие от лакокрасочного, обеспечивает защиту не только барьерную, но и электрохимическую. В результате образования гальванической пары цинк защищает основной металл от коррозии даже в местах, где нарушена целостность поверхности (царапины, отверстия и т. п.). Некоторые защитные свойства имеет также и пленка окиси цинка. При этом срок службы качественно оцинкованных деталей в условиях различных внешних атмосферных воздействий оценивается в несколько десятков лет.

Оцинкование широко применяется для продления срока службы различных изделий в строительстве, автомобилестроении, машиностроении. Нанесение покрытия – относительно дешевый процесс, а конечная стоимость продукции существенно возрастает благодаря значительному улучшению его потребительских качеств.

1. Технологии оцинкования

Существует два промышленных метода оцинкования: электролитическое и горячее.

Электролитический способ нанесения цинковых покрытий хорош тем, что обеспечивает покрытию контролируемую толщину, лучшее качество поверхности, а далее, для оцинкованного проката, - лучшую его штампуемость и свариваемость. Однако гальванический процесс имеет технологические ограничения по производительности. Большое количество электролитически оцинкованного проката широко применяется в машино- и автомобилестроении. В России единственным предприятием, занимающимся серийным выпуском этого листа, является «Лысьвенский металлургический завод», и 99 % его продукции потребляется ОАО «АвтоВАЗ».

Более технологичны быстро развивающиеся горячие методы нанесения цинка и его сплавов. Цинковое покрытие, полученное горячим погружением изделия в ванну с расплавленным металлом, состоит из ряда слоев, представляющих сплав цинка с основным металлом – так называемый гальванил; содержит около 10 % железа. Сплав при условии использования сверхнизкоуглеродистых сталей обладает высокими пластическими свойствами. При непрерывном процессе покрытия рулонного проката этот способ наиболее дешев.

В последние годы получили распространение также комбинированные покрытия стального проката. Прежде всего – это алюмоцинковые покрытия (гальвалюм). Защитное покрытие гальвалюма представляет собой псевдосплав цинка алюминия и кремния. (пример типового состава 50% Al, 1% Si, 49% Zn). Эти покрытия имеют как повышенную коррозионную стойкость, так и ряд новых свойств, например жаростойкость.

Полученные покрытиями из расплава оцинковки широко применяются в строительстве; быстро растет их доля в автомобилестроении и машиностроении – это обусловлено более низкой стоимостью, лучшими коррозионными свойствами и более широкой номенклатурой изделий. В ряде случаев (например для автопроизводства) используется комбинация горячего и гальванического оцинкованного проката.

В России подавляющую долю количество горячеоцинкованного проката выпускается НЛМК, «Северсталью» и ММК.

Отметим что для всех технологий оцинковки качественный прокат обеспечивается тщательной отладкой всего технологического процесса (начиная с качества исходных материалов и очистки исходного листа). Для многих производителей СНГ вопрос стабильного качества цинковых покрытий стоит до сих пор.

Все большая доля оцинкованного металла на отдельных линиях и агрегатах подвергается дополнительному покрытию полимерными материалами, в основном - лакокрасочными (такая продукция используется, в основном, в строительстве). В развитых странах это значительная часть оцинковки, а для России- новая технология, начавшая развиваться три года назад. Крупнейшее производство такого металла ныне налажено на НЛМК.

2. Мировой рынок оцинковки

Мировое потребление цинка на защиту стали от коррозии постоянно увеличивается. Сейчас этот показатель составляет порядка 49 % от общего объема производства этого металла. В течении десятилетия до 2001 года мировой среднегодовой рост потребления цинка равнялся 5 % (в 2001 году он снизился до 1 %.) Мировым лидером по объемам производства и потребления оцинкованных изделий являются США.

Около 45 % выпускаемого оцинкованного листа используется в строительстве (сюда входят и трубы, и профнастил, и кровля). Во Франции и в Германии этот показатель еще выше: в этих странах особенно широко применяется оцинкованная кровля.

Автомобильная промышленность является вторым по значимости мировым потребителем оцинковок (25%). Согласно прогнозам, во второй половине текущего десятилетия спрос европейской автомобильной промышленности на оцинкованный стальной лист уменьшится, даже несмотря на более широкое применение листа с покрытиями – вследствие снижения массы автомобилей, роста спроса на малогабаритные машины и некоторых других факторов. Однако в ближайшее время в целом стальной оцинкованный лист сохранит свое значение в качестве основного конструкционного материала для автомобильных кузовов – внедрение в конструкцию других материалов пока не представляет угрозы для стали.

В 2001 году мировой рынок стали в целом переживал серьезный кризис, во многом связанный с перепроизводством металла относительно существующего объема его потребления. Это не могло не привести к напряженности на отдельных рынках отдельных видов продукции. Практика введения «защитных» импортных пошлин, начатая США в марте 2002 года, распространилась по всему миру: различные пошлины на различные виды черной продукции, включая оцинкованный стальной прокат, были установлены ЕС, Японией, Канадой и рядом других стран.

До 2001 года на мировом рынке черных металлов наблюдалась тенденция падения цен на прокат, в том числе на оцинкованный. И также одной из главных причин этого явилось мировое перепроизводство, а также ослабление спроса со стороны производителей автомобилей. Так, в декабре 2001 цена на оцинкованную сталь снизилась до 340 – 370 $/т с 370 – 400 $/т. Одновременно с этим упали мировые цены на цинк: средняя цена в 2001 году по сравнению с 2000 годом сократилась на 25 %; а темпы уменьшения цен на цинк превысили их падение на все остальные металлы.

Однако решение президента США Джорджа Буша от 6 марта 2002 года о том, что подавляющее большинство наименований металлопродукции, поставляемой в США, облагается дополнительными пошлинами в размере от 15 до 30% вызвало «цепную реакцию» взаимных запретов и принципиально изменило ценовую ситуацию. Динамика мировых цен на оцинкованный прокат резко изменилась:

Сейчас США в несколько этапов расширили ряд квот и сократили «черный» список нежелательной металлопродукции. К 5 июля из 340 наименований стальной продукции с пошлинами на эспорт от 8 до 30%, уже удалены 224, в том числе на часть видов оцинкованного проката. (текущее состояние см. http://www.ustr.gov/sectors/industry/steel.shtml). Однако спровоцированный США рост цен на оцинковку составил в 2002 году по разным регионам от 6 до 30%. Причем текущая ситуация с ценами и поставками металла в мире весьма далека от стабилизации. Так, к примеру, продолжается «торговая война» ЕС с США по стали, хотя она и отложена до завершения сезона отпусков.

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции