Информационно-аналитический журнал    Пятница, 19 Апрель 2024 г.
Прокат:  301.44  +0.02% up   Сталь:  136.63   0% const
Естественные монополии вносят свой вклад в "падение"
рынка цветных металлов в России

Основной новостью прошедших недель явилось известие о намерении правительства поднять железнодорожные тарифы на перевозку продукции черной и цветной металлургии. Для черной металлургии тариф должен повысится на 45%, а на продукцию цветной металлургии более чем на 100%. По первоначальному тексту повышение тарифов для цветников должно было составить около 150%, что по мнению многих способствовало бы резкому падению производства в отрасли, которая и так длительное время находится в состоянии падения котировок на металл и сокращает производство. Повышение цен на перевозку сырьевых товаров вводится с 1 августа - так решила правительственной комиссия по транспорту, проводя унификацию железнодорожных тарифов. Под унификацией подразумевается отмена применения международных тарифов при перевозке грузов в порт по территории страны, одновременно увеличивается внутрироссийский тариф на перевозку большинства грузов.

Борьба вокруг введения экспортных железнодорожных тарифов может разгореться с новой силой. Против тарифных ставок снова выступают представители алюминиевых компаний. Компании «Русский Алюминий» и СУАЛ недовольны решением МАП об уравнивании ставок на перевозку бокситов и собственно цветных металлов. По их словам, речи об этом на комиссии по тарифному регулированию, утвердившей ставки на перевозку грузов, не было. В МПС и МАП утверждают, что тарифы были заранее согласованы со всеми сторонами.

Сначала могло показаться, что схватка промышленников и МПС закончилась. 17 июля комиссия по тарифному регулированию под председательством вице-премьера Виктора Христенко вынесла окончательное решение. За основу нового тарифа была взята ставка на перевозку грузов внутри России. При этом для компенсации доходов, теряющихся от ликвидации специальных экспортных ставок, МПС ввело для различных категорий товаров поправочные коэффициенты. Максимальный коэффициент равен 2 и распространяется на перевозку цветных металлов и изделий из них.

Алюминщики утверждают, что введение наивысшего коэффициента обсуждалось на комиссии только применительно к цветным металлам и глинозему. Однако в постановлениях МАП (от 20 июля) и МПС (от 21 июля) под наивысший коэффициент попали и бокситы.

По данным производителей алюминия, реализация этих постановлений приведет к повышению себестоимости произведенного в России глинозема на 10-12%. При этом наибольшие потери понесет СУАЛ, обладающий собственными бокситовыми месторождениями на Урале и в Коми. Его транспортные издержки повысятся ровно вдвое.

По результатам введения тарифов с совместными заявлениями выступили представители «Русского Алюминия» и СУАЛа. В их совместном обращении к правительственной комиссии содержится требование пересмотреть введенные тарифы в сторону их уменьшения.

По словам Вадима Гераскина, руководителя департамента транспорта и логистики компании "Русский Алюминий", тариф на все сырьевые грузы для компании повышается на 37%, а на глинозем и бокситы - на 200%.

В интервью газете "Коммерсант" генеральный директор компании "СУАЛ-транспорт" Борис Чертков сообщил, что новая ставка на перевозку сырья ставит под угрозу работу всех бокситодобывающих предприятий. По его словам: «Перевозка тонны бокситов со Среднетиманского месторождения (республика Коми) подорожает до 13,5-14 долл., при этом транспортная составляющая в цене сырья вырастет до 60%. Мы готовим обращение к комиссии с просьбой срочно пересмотреть решение от 17 июля. По-моему, комиссия просто не углублялась в детали работы рудодобывающих предприятий при определении новых ставок. Добыча бокситов – вопрос стратегической безопасности, и поэтому она по-прежнему требует господдержки. СУАЛ готов согласиться с повышением тарифа на перевозку бокситов, но не выше чем на 18%».

Цены на основные металлы по-прежнему остаются весьма низкими. Рост промышленного производства в США не наблюдается, а некоторые информационные агентства сообщили об ухудшении ситуации и в Европе. В дополнение к этому - сезонное затишье и отсутствие спроса, плюс наличие больших запасов на складах, которые продолжают непрерывно увеличиваться. Хотя Председатель ФРС США Алан Гринспен и отметил, что " появились первые признаки структуризации, и что экономические данные вышли теперь смешанные, вместо отрицательных". Он также отметил: «Имеется риск, что период экономической слабости, будет больший, чем ожидалось». Рынок вообще не прореагировал на это заявление - цены и так находятся достаточно низко.

Как ожидалось по многочисленным прогнозам аналитиков в начале второго квартала тенденции снижения цены и сокращения спроса со стороны потребляющих отраслей должны смениться на повышательные, что в свою очередь вызвало бы рост в цветной металлургии, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако этого не произошло. Кроме того, в течение июля цены на ряд металлов опустились на рекордную за последние несколько лет отметку, что привело к повсеместному сокращению выпуска продукции всеми мировыми производителями.

Так, например, на цинк и олово цены опустились на самую низкую за последние 3 года отметку (график 1).

На европейских заводах на этой неделе начались массовые сокращения, активность на рынке готовой продукции замедляется. К тому же в июле из-за снижения спроса произошло падение цен на полуфабрикаты и готовую продукцию. Европейцы, в частности англичане, обвиняют восточноевропейских и китайских производителей, чьи товары "наводнили" рынок и, обладая более выгодными ценами, составили серьезную конкуренцию европейским металлургам.

Оба этих фактора – падение общемировых цен и увеличение транспортных тарифов – безусловно, окажут существенное влияние на рентабельность предприятий цветной металлургии. Еще совсем недавно преодолевшие последствия кризиса 1998 года и только начавшие получать свободные средства благодаря благоприятной мировой конъюнктуре, предприятия вновь близки к черте катастрофического снижения прибылей. Так по данным Госкомстата годовая рентабельность в цветной металлургии на протяжении последних лет непрерывно росла, что видно из таблицы 1.

Рентабельность российской цветной металлургии

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000*

Рентабельность реализованной продукции

33.2

32.7

10.4

11.4

33.0

57.4

53.2

Рентабельность активов

20.8

12.1

1.6

1.9

1.2

21.5

20.6

* - оценка

Такие высокие показатели способствовали развитию отрасли: многие предприятия начали самостоятельные инвестиционные программы, пошли процессы консолидации. Эта ситуация длилась все первые пять месяцев текущего года, но дальнейшее улучшение обстановки поставлено сейчас под сомнение. Так в цветной металлургии за июнь текущего года прирост составил 1.5% по сравнению с аналогичным периодом 2000 года, а за полугодие – общий прирост 5.6%. Это, прежде всего, свидетельствует о положительных результатах консолидации, что привело к падению издержек горизонтальных связей, экономии благодаря общей логистической цепи и т.п. Например, купивший Туимский завод цветных металлов «Норильский Никель» сумел в течение 2 месяцев реанимировать сбытовую и маркетинговую функцию завода и загрузить предприятие, которое ранее простаивало. В течение этого года Туимский завод ОЦМ планирует выпустить более 15 тыс. тонн продукции, что подразумевает ежемесячные инвестиции со стороны «Норильского Никеля» в производство порядка 30 млн. рублей.

При повышении тарифов эти планы могут быть поставлены под сомнение, т.к. покупательский спрос и так находится сейчас на достаточно низком уровне.

На рынке других цветных металлов ситуация следующая.

Медь. Медь пробила свой ключевой уровень поддержки в 1500, и теперь ближайший сильный уровень поддержки находится на отметке 1370 долл/тонна. Как отмечают аналитики, это произошло из-за нового увеличения запасов на складах COMEX и LME. «Производители по-прежнему продолжают поставлять намного больше фактического металла, чем его могут купить потребители". Текущие уровни сопротивления – 1535 и 1585 долл./тонна (график 2).

Алюминий. Алюминий перешел через свой уровень поддержки в 1450 долл/тонна, и теперь стремится перейти уровень в 1380 долл/тонна. Если это произойдет, то очевидно, что котировки понизятся до уровня в 1260 долл/тонна. Основная тенденция движения вниз сохраняется, и очень слабым остается фактический спрос в США и Японии. Уровни сопротивления - 1460 и 1490 долл/тонна (график 2).

Цинк. Цинк ненадолго задержался около уровня 860 долл/тонна, однако это возможная временная "остановка" перед последующим падением. Уровни сопротивления - 880 и 890 долл/тонна (график 1).

Никель. Никель проверяет на прочность уровень поддержки в 5700 долл/тонна, пробитие которой приведет к быстрому падению к 5300 и далее до 4600. Только подъем цены выше 5850 сможет изменить тенденцию на рынке. Хотя явных предпосылок этому многие аналитики не находят.

Олово. Олово находится в «полном крахе», и как сказали трейдеры: "на рынке нет ни одного покупателя в поле зрения. Начало любых единичных закупок может вызвать подъем и возврат цены назад к 4600 и 4700 долл/тонна. Однако сделок на покупку нет. Производители несут колоссальные убытки и резко сократили свое производство, но мировой спрос все еще намного меньше уровня предложения. Рынок работает в излишке, на склады, и у всех один вопрос - Как далеко олово может упасть дальше?"

В Московском регионе пока установились следующие цены на продукцию цветной металлургии (Таблица 2).

Средние цены на цветные металлы в Москве на середину июля 2001г.

Металл

Цена, долл/тонна

Алюминий первичный в чушках (А5-А7)

1800

Медь рафинированная

1900

Бронза

1400

Латунь

1150

Никель первичный

8200

Цинк

1350

Титан (титановая губка)

7500

Олово

6500

Свинец

600

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции