Прокат:  300.07  0% const   Сталь:  136.63   0% const
Алюминий - за гранью рентабельности?

Влияние кризиса на стальной рынок и черную металлургию обсуждается сейчас достаточно широко. Как в России, так и во всем мире, отрасль признана одной из наиболее пострадавших ввиду резкого спада цен и спроса на сталь со стороны строительства и автомобильной индустрии.

Думается, пора подробнее рассмотреть состояние дел в другой важнейшей металлургической отрасли - алюминиевой промышленности. Тем более, что Россия контролирует более 10% производства алюминия в мире, а ОК «Русал» является одной из крупнейших отечественных компаний.

На первый взгляд (см. рис.1) в мировом производстве алюминия ситуация заметно лучше, чем в стальной индустрии. Спад месячного выпуска в январе 2009 года (к уровню годовой давности) для алюминия составил -6,33%, в то время как для стали -24,01%.

В России картина еще контрастнее. По данным Росстата, январский выпуск алюминия снизился на 2,9% к прошлому году, в то время как стали – упал на 39,8%. В итоге, доля России на мировом рынке алюминия вновь превысила 11%. Справедливости ради отметим, что не только за счет успехов ОК «Русал»: с ноября по январь 2009 года заметно сократил производство основной производитель алюминия в мире – Китай.

Тут полезно вернуться к вопросу конкуренции на мировом рынке алюминия и месте России на этом рынке, поскольку более 90% производимого алюминия ОК «Русал» экспортирует.

В последние (докризисные) годы ситуация на мировом рынке алюминия развивалась стабильно и казалось – вполне предсказуемо. «Мастерская мира» - Китай – быстро наращивала производство «легкого металла», вытесняя с этого рынка производителей всего мира (см. Табл.1).

С 2004 по 2008 год доля Китая в мировом выпуске алюминия быстро выросла с 23 до 34%. Причем считалось, что мощную динамику производства китайского алюминия ограничивает только дефицит электроэнергии в стране. Однако за считанные месяцы последнего квартала 2008г. распределение ролей на мировом рынке алюминия «откатилось» к показателям 2006 года – спад спроса на крылатый металл (на фоне высоких издержек производства) Китай почувствовал более многих других стран.

Чтобы дать алюминиевым заводам покрыть расходы и выйти на уровень безубыточности, в декабре 2008 года Государственное бюро резервов (ГБР) Китая закупило 290 тыс. тонн алюминия у производителей по цене, на 20% выше рыночной. Более того, сообщается, что ГБР готово в феврале купить 400 тыс. тонн алюминия у семи крупнейших производителей алюминия страны, чтобы помочь им в борьбе за выживание в условиях мирового экономического кризиса, а на март ожидается закупка еще 290 тыс.т. По данным Macquarie Bank, всего ГБР КНР может закупить до 1 млн т алюминия,

Отметим, что за 2008 год и январь-февраль 2009 г. запасы алюминия, зарегистрированные LME, также выросли на 7% и они достигли новых рекордных значений (На 25 февраля 2009 года – 3,183 млн тонн).

Именно рост запасов алюминия, прекрасно хранящегося на складах, в некоторой степени защитил мировые объемы производства от еще больших потрясений. Другим позитивным фактором явился спрос на алюминиевые сплавы со стороны мирового авиапрома. Он имеет огромный пакет заказов на многие годы вперед, что также стабилизирует этот рынок.

Более критичным для алюминиевой промышленности мира оказался вопрос цен продукции и общая рентабельность производства.

Кризисные цены и себестоимость

Падение цен на первичный алюминий за полгода с $3300 до $1300 за тонну (рис.2) для мировой алюминиевой промышленности стало настоящим шоком, но принесло и неожиданные результаты.

Обнаружились немалые резервы в части снижения себестоимости производства алюминия.

Во-первых, вслед за металлом стали снижаться цены на основное алюминиевое сырье – глинозем. И к концу 2008 года на рынке ЕС он подешевел до $200 за тонну. Схожая ситуация развивалась на китайском рынке. Китайская алюминиевая корпорация (Chalco) – крупнейший производитель алюминия и глинозема в стране- начиная с июня 2008 года, когда цена составляла 4200 юаней КНР за тонну глинозема, понижала цену 5 раз (в общей сложности на 52%). Только 10 января (через 2 недели после 23% снижения) произошел 10% рост цены на глинозем (до 2200 юаней за тонну). По мнению специалистов, это говорит о некой стабилизации на рынке алюминия и его сырья.

Во-вторых, падение спроса из-за кризиса в черной металлургии привело к падению стоимости второго сырьевого продукта, необходимого для производства алюминия (расходуемых электродов)– кокса. Его стоимость скатилась вдвое - до тех же $200 за тонну.

В-третьих, мировой кризис, как это ни парадоксально, привел к росту курса доллара относительно большинства валют, что позволило снизить себестоимость производства с части зарплат и текущих расходов.

И самое главное – стремительное сокращение объемов производства привело к избыточности энергомощностей, что заставило многих энергетиков отказаться от планируемого роста тарифов и даже пойти на некоторые уступки.

Первой ласточкой на просторах СНГ стал Запорожский алюминиевый комбинат, добившийся (в разгар кризиса!) от правительства Украины особого тарифа, привязанного к цене алюминия на LME. В Европе и США энергокомпании также согласились на снижение цен для производств алюминия. Россия не стала исключением. К примеру, Красноярскэнергосбыт пошел на уступки – отпускные цены 2009г. на 4% ниже прошлогодних.

В результате таких изменений существенно изменилась и себестоимость производства алюминия в мире (табл.2).

Единственным регионом, не сумевшим существенно снизить себестоимость производства, оказался мировой алюминиевый лидер – Китай. И «медвежью услугу» ему в этом оказало, в первую очередь, собственное правительство, не позволяющее упасть курсу юаня и с большим запозданием регулирующее тарифы в энергетике.

Однако даже внутри России себестоимость производства – величина не постоянная. Для сибирских заводов, получающих дешевую электроэнергию ГЭС, она почти вполовину ниже, чем для предприятий, находящихся в промышленно-развитых регионах – на Урале и в Европейской части России. Это вполне подтверждает статистика января. Так, по оперативным данным Минпромэнерго производство на Надвоицком алюминиевом заводе упало на 26,8%, на Кандалакшском – на 21,6%, на Волгоградском – на 10,5%, на Богословском – на 22,8%, на Красноярском – на 4,1%, на

В целом, в январе производство алюминия в РФ сократилось на 3,9% (к январю 2008 г.), что лучше общемировых показателей (-6,43%).

Тот факт, что российская алюминиевая промышленность чувствует себя сравнительно хорошо (если в текущих условиях это слово применимо), подтверждается и данными IAI (рис.3).

Почему все не так хорошо

По оценкам аналитиков, в настоящее время около 75% китайских производителей алюминия и более 50% европейских вынуждены работать за гранью рентабельности. Российский алюминий, особенно из Сибири, вновь оказался наиболее конкурентоспособным, а ОК «Русал» все еще остается наиболее рентабельной алюминиевой компанией мира.

Однако этого нельзя сказать обо всей империи ее главного акционера – Олега Дерипаски.

Этому любимцу Кремля еще со времен Бориса Ельцина было дозволено крайне многое. Это поддержка в приватизации алюминиевых производств, льготные энерготарифы и толлинг, отсутствие финансовой отчетности и свобода в расходовании прибылей. По нашим оценкам – не менее $20 млрд за последние 15 лет. Однако этих свобод российскому олигарху оказалось мало. Началась вторая волна всеядной экспансии Олега Дерипаски с покупкой активов в строительстве (Главстрой, Starbag), в страховании (Ингосстрах), в «Норникеле» и во многих других направлениях бизнеса (например через «Раинко»). Фактически она шла под залог акций и будущих прибылей «Русала».

В кризис итог этой экспансии оказался плачевным. Аналитики многих СМИ сейчас спорят о сумме долгов Олега Дерипаски и его дочерних фирм, называя цифры от $15 до $30 млрд. Это выручка от продаж алюминия на 3-5 лет вперед или сумма прибылей за десятилетия.

Серьезность ситуации осознало государство, которое в ноябре уже спасло ОК «Русал» от дефолта, выделив компании первый и крупнейший (для российского бизнеса) кредит в $4 млрд. Однако этого, естественно, недостаточно. Пора принимать более серьезные решения. Желательно – в пользу реального производства, включая алюминиевую промышленность, а не бизнес-схем и фантазий по «выгодным» слияниям – переливаниям.

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции