Прокат:  300.07  0% const   Сталь:  136.63   0% const
Почём нынче алюминий?

В последнее время прогнозы развития мировой экономики становятся все менее оптимистичными. Проблемы финансового рынка в полном объеме стали отражаться на реальных отраслях промышленности, включая металлургию цветных металлов.

Мировая алюминиевая промышленность не стала исключением: компании одна за другой объявляют о сокращении производства, замораживании проектов развития и даже о закрытии предприятий, выпуск продукции на которых стал нерентабельным.

Первой жертвой кризиса пал алюминиевый завод Rockdale в американском Техасе. В начале октября корпорация Alcoa окончательно закрыла производство 150 тыс. т первичного алюминия и уволила еще 660 сотрудников.

Далее появилась информация о намерении сократить производство алюминия от других гигантов отрасли – Rio Tinto Alcan и Chalco.

Едва ли не единственная компания, которую падение цен на алюминий не слишком беспокоит? – российская ОК «Русал». Почему это происходит – мы коснемся несколько ниже.

На фоне реального, до закрытия производств, кризиса, невольно задаешься вопросом: а что останется через пару лет от мировой алюминиевой промышленности? И так ли нужен алюминий мировой индустрии?

Практически вне зависимости от региона мира основными сферами потребления алюминия являются транспортное машиностроение (авиация), сектор тары и упаковки, строительство и кабельная промышленность (рис. 1).

Причем именно применение в авиации и упаковке выгодно отличает алюминий от стальной продукции и других конструкционных материалов. Мировое авиастроение имеет многолетние пакеты заказов, а упаковочная отрасль преимущественно обслуживает пищевую промышленность. Кризисное падение спроса на алюминий, в принципе, должно быть меньше, чем для многих других металлов.

Другая специфика алюминия – в его ценообразовании. В отличие от подавляющего большинства металлов, в его себестоимости львиную долю составляет электроэнергия. Цена ее в большинстве регионов мира сравнительно стабильна и высока (ввиду высоких цен на энергоносители в последние годы). Поэтому алюминий имеет четкий предел по себестоимости. Спад цен на алюминий ниже этого предела нельзя заметно перераспределить на поставщиков сырья, например лома. При этом кризис отрасли (с остановкой производств первичного алюминия) при обвале цен может быть крайне резким. А первые симптомы этого процесса (см. примеры выше) уже появились.

Попробуем разобраться подробнее, насколько масштабным может оказаться этот процесс и каковы предельные мировые цены на алюминий.

Определяющим фактором для рентабельности алюминиевого завода являются не только цены на электроэнергию, но также и цены на рудное сырье (в среднем 35% себестоимости).

Причем с сырьем вообще (и с алюминиевым в частности) в последние годы складывается довольно любопытная ситуация. По мере становления Китая в статусе «мастерской мира» стремительно росли и объемы потребления страной сырьевых материалов. Алюминиевая промышленность КНР, давно ставшая крупнейшей в мире, – не исключение.

К 2000 г. собственных бокситов стране уже явно не хватало, и около 20% алюминия производилось из импортного глинозема (табл. 1). Однако производство алюминия продолжало расти, а добывающая промышленность явно за ним не поспевала – к 2005 г. из собственного глинозема выпускалось уже меньше алюминия, чем из привозного.

По традициям рыночной экономики такой рост спроса не мог остаться без внимания – стоимость глинозема на «свободном рынке» выросла со $150 до $600 за т. Китайцы попытались переложить все проблемы на потребителей, алюминий подорожал до $3000 за т, но дальнейшего роста цен не случилось – потребители оказались в состоянии подождать, и рывок местной глиноземной промышленности (+72% по итогам года) не остался незамеченным. Более того, производство глинозема в стране наращивалось столь стремительно, что понадобилось вмешательство центрального правительства, чтобы не допустить строительства заводов, которые не удовлетворяли даже китайским понятиям о допустимой эксплуатации ресурсов (экологии). В результате цены на глинозем упали в КНР к 2007 г. почти в три раза, но затем стабилизировались на уровне $350–440 за т (рис. 2).

К середине 2008 г. в Китае выпускалось 27% всего глинозема в мире (рис. 3), невзирая на явный дефицит исходного сырья.

Однако, если посмотреть на распределение запасов исходного сырья – бокситов (рис. 4), а также на основные регионы их добычи (рис. 5), станет понятно, что импорт алюминиевого сырья никуда не делся – он только сместился «вниз по лестнице», поближе к рудникам.

Добыча собственных бокситов в Китае с 2000 по 2007 г. выросла в 3,5 раза, с 9 до 32 млн т, и продолжает расти. При этом обеспеченность китайской промышленности собственными бокситами возросла с 60 до 70%, однако порядка 16 млн т этой руды везется в Китай из других стран, преимущественно из Индонезии, Австралии и Индии.

Но доставка из этих регионов возможна только морем. Причем, помимо бокситов, в Китай морем везется практически все сырье, например железная руда или нефть. В итоге в последние годы (в условиях дефицита судов) Китай оказался заложником перевозчиков – динамику цен на сырье все больше стала определять не затраты на его добычу, а стоимость доставки. Если в 2005 г. перевозка бокситов из Бинтана (Индонезия) в Шаньдун (КНР) стоила $12–14 за т, то к концу 2007 г. – уже $30–40 за т, причем ставки выросли на $10–15 за вторую половину 2007 г., жаловался один из китайских трейдеров.

При этом бокситы в самой Индонезии дорожали довольно медленно – с $17 за т FOB Индонезия в 2007 г. до $18–22 за т по сделкам на 2008 г. Но только из-за расходов на доставку эта цена превращалась в $70 за т в портах Китая. Транспортная составляющая в цене сырья (бокситов/глинозема) начала оказывать влияние на рентабельность, но ключевой для себестоимости производства алюминия не стала.

Наиболее важным для производства алюминия фактором была и остается стоимость электроэнергии. По разным регионам мира и разным производствам ее доля в себестоимости алюминия составляет 25–55%. Огромную разницу (точнее, минимум) мы объясним позже.

В КНР, крупнейшей алюминиевой промышленности мира, эта доля в среднем составляет 39,6%. Отпускные цены на электроэнергию в Китае регулируются государством. С началом роста цен на уголь правительство начало планомерно (хотя и с опозданием) увеличивать и отпускную стоимость электричества ТЭЦ. В июле 2008 г. для промышленных потребителей стоимость 1 кВт электроэнергии составила около 0,5 юаня (примерно 1,9 руб. за кВт).

Никаких особых льгот алюминиевая отрасль не получает. Наоборот, в засушливые сезоны сокращения выработки энергии в ряде провинций страны энергоемкое производство алюминия сталкивается с ограничениями.

В Европе стоимость электроэнергии для промышленных потребителей в конце 2008 г. составляла около 7 евроцентов, в США (за исключением Аляски и Северо-Восточного побережья) – в районе 7 центов.

При этом практически во всех странах за последний год наблюдался плавный рост стоимости электричества на 5–10%. Однако в первой половине 2008 г. удорожание энергии с лихвой перекрывалось ростом цен на алюминий.

Российская электроэнергия для алюминиевых заводов ОК «Русал» многие годы и десятилетия обходится существенно дешевле, чем у зарубежных конкурентов.

Исторически сложилось, что алюминиевые производства компании расположены вблизи крупных сибирских ГЭС, являясь крупнейшими потребителями их электроэнергии.

Ввиду отсутствия затрат на топливо себестоимость кВт*ч электричества на российских ГЭС в 3–5 раз меньше, чем на АЭС, и в 5–10 раз ниже, чем на ТЭЦ. Этим как раз и пользуется «Русал». Алюминиевая империя Олега Дерипаски стабильна в умении «пробивать» нужные себе решения как от местных, так и от центральных властей РФ.

К примеру, согласно постановлению Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 04.12.07 г. №272, в 2008 г. ОАО «Красноярский алюминиевый завод» (КрАЗ) платит за 1 кВт*ч только 42 копейки (1,6 цента по курсу на середину октября, или 0,11 юаня). Тариф для населения и остальных предприятий региона – вдвое выше…

Имея электроэнергию в 4–5 раз дешевле, чем в других регионах мира, «Русал» получает огромные конкурентные преимущества.

Оказывается, что себестоимость производства алюминия на российских предприятиях – самая низкая в мире! Дешевая электроэнергия, кокс, частичное наличие собственных сырьевых ресурсов и относительно недорогая рабочая сила компенсируют все, даже недостаточно современные технологии производства ряда предприятий (табл. 2).

Первичный европейский алюминий, выпускаемый по самым современным технологиям, оказывается нерентабельным уже при ценах ниже $2600 за т. США и Китай – приблизительно в равном положении – их порог себестоимости находится на уровне $2300–2400 за т, который большинство аналитиков и называют «минимально допустимой ценой».

Напомним, что спад цен на алюминий, начавшийся в июне 2008 г., в октябре привел к его среднемировой цене в $2000 за т (по данным на 22 октября). Причем «поставки сразу» на LME уже торговались на уровне $1954–1982 за т.

Почти достигнут самый пессимистичный прогноз (Deutsche Bank) по падению цен на алюминий. Аналитики банка допускали уровень в $1900 за т, причем временный, на несколько месяцев. Понять их легко: нерентабельное производство (с себестоимостью $2700) при таком уровне цен долго не протянет. Динамичное мировое производство алюминия (рис. 6) в основном прекратится вообще. Даже в сверхэкономном Китае!

Россия, включая ОК «Русал», как обычно, оказалась уникальна и неповторима.

Даже если бы «Русал» закупал электроэнергию, кокс, все бокситы по рыночным (российским) ценам, то себестоимость его алюминия подросла бы до $1700–1800 за т. И все равно по отношению к конкурентам «запас прочности» у российских заводов был бы вполне достаточный.

Даже возможное снижение текущих цен на 20–30% ниже уровня себестоимости производства на 12 месяцев, которого ждет Deutsche Bank, не оставит «Русал» без прибыли. Цифра себестоимости в $1300 за т алюминия превращает российских производителей практически в потомков «бессмертных горцев» – о том, что в мире кризис, они могли бы и не узнать.

В этой ситуации можно было сделать только одну ошибку – переоценить свои силы. Применительно к финансовой сфере – набрать кредитов с расчетом на рост активов и просчитаться. Что как раз и произошло. С приобретением 25% ГМК «Норильский никель» и ряда других активов долговая нагрузка ОК «Русал» за год выросла до $14 млрд.

Многие годы информационной закрытости, но явной сверхрентабельности и покровительства властей вскружили голову нашему алюминиевому королю. Стремление взять под контроль алюминиевый, медный, никелевый рынки, стать весомым игроком на рынках других металлов, при этом строить дома, выпускать машины и замахиваться на строительство всех объектов олимпийского Сочи (включая морской порт и аэропорт) превысило возможности Олега Дерипаски.

Тылы, казалось, надежно обеспечены – «Русал» был и является «становым хребтом» империи, основным источником доходов, гарантирующим прибыль даже в самые сложные времена. Но если все свои планы и амбиции строят на одной-единственной спине, рано или поздно на нее ложится предельная нагрузка.

Кризис «подоспел», как оказалось, в самое неподходящее время…

Уже произошла потеря долей в строительном Hochtief и автомобильной Magna. Идут поиски денег на удержание 25% Strabag, нет возможности дорассчитаться с Прохоровым за купленную долю в «Норильском никеле». Но главное – не потерять долю в «Норникеле» вообще…

В статье от 24 октября британская The Times пишет: «Для Олега Дерипаски начался обратный отсчет. Российскому олигарху… нужно раздобыть $2 млрд до конца следующей недели».

Еще больше нужно для платежей по кредитам до конца года и так далее.

PS

ОК "РУСАЛ" вновь первым из российских компаний получил поддежку Кремля, а ВЭБ выделил компании кредит в $4,5 млрд.

Впрочем также под залог 25% пакета акций "Никеля"...

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции