Прокат:  302.35  +0.76% up   Сталь:  136.63   0% const
Ситуация на рынке оцинкованного проката (Часть II)

3. Российский рынок оцинковки.

В России общий расход цинка на оцинкование составляет порядка 54 % от его объема выпуска и постоянно растет. Растет и российский спрос на оцинкованный металл. Однако производство оцинкованного проката в РФ с 1999 по 2000 год сократилось на 9,6 % - с 985 тыс. т до 899 тыс. т (хотя по данным Госкомстата в 2000 г. рост производства в черной металлургии в целом составил 15 % по сравнению с 1999 г.). Частично снижение выпуска было связано с падением цен на оцинковку, частично - с импортом дешевого проката из стран СНГ. Однако, под давлением растущего спроса, с начала 2001 года наблюдается рост выпуска оцинкованного проката в России. По итогам прошедшего года он составил порядка 946,2 тыс. т. Растет выпуск оцинкованного проката и в 2002 году. Частично это связано с быстрым ростом как мировых, так и российских цен в с апреля-мая этого года.

Российская структура потребления оцинкованных изделий, по мере развития рынка и увеличения объемов потребления, - быстро приближается к мировой.

Строительная индустрия в России использует около половины оцинкованного листа. В первую очередь возрастает спрос на следующие оцинковки:

  • толщиной 1 – 3 мм для изготовления несущих каркасов промышленных и гражданских зданий и сооружений, опорных конструкций мансард и плоских кровель;

  • толщиной 0,3 – 0,4 мм для изготовления систем воздушного кондиционирования и коробов электропроводки;

  • ужесточение экологических требований предопределяет потребление перфорированной оцинковки при возведении шумопоглощающих конструкций, например на оживленных автомагистралях, газокомпрессорных станциях и т.д.

    Планируется повсеместное использование изделий из оцинкованной стали для замены железобетонных крыш на электростанциях РАО ЕЭС.

    Оцинкованная сталь является лидером среди различных видов строительных материалов при изготовлении кровли, ограждений, перекрытий, несъемной опалубки, вентилируемых фасадов, временных зданий и сооружений, систем изоляции и кондиционирования, подвесных потолков и т.п. Причем согласно экспертным прогнозам, до 2006 года потребление оцинкованного листа в строительстве России заметно возрастет.

    Необходимо отметить, что специфика российского климата и атмосферных условий, предопределяет износ оцинкованного слоя в среднем на 1-1,5 мкм в год. Это ужесточает требования к качеству конечного изделия, а значит, материалов и технологий производства оцинковок строительного назначения. Ощущается большой дефицит окрашенного (лакированного, многослойного и т.п.) оцинкованного рулонного проката обладающего высокими декоративными свойствами. Подобное производство налажено в России только на НЛМК. Экспорт оцинковок и изделий с покрытиями для нужд строительства, упаковки и т.д. по некоторым оценкам достигает 70 %.

    Автомобильная промышленность является вторым по значимости потребителем оцинковок. В нашей стране оцинкование кузовных деталей распространено значительно в меньшей степени, чем на Западе, где оцинкование является обязательным условием при выпуске любых автомобилей. Однако ситуация на российском рынке проката с цинковым покрытием, похоже, начинает кардинально меняться. В моделях 10-й серии ВАЗ начал применение оцинкованного проката. Имеются аналогичные планы и у других автозаводов.

    Россия импортирует около 30% оцинковки, причем часто низкого качества и по низким ценам. Одновременно до 10 % российской оцинкованной стали идет на экспорт.

    Основной спрос на оцинкованный прокат в России сейчас закрывается 4 ведущими производителями: ММК, Северсталью, НЛМК и Лысьвенским МЗ. Их доля на российском рынке приведена на графике 2.

    Все основные производители ведут наращивание своих производственных мощностей. В 2001 году был введен новый агрегат горячего цинкования производительностью 150 тыс.т на НЛМК. Также в 2001 году был капитально реконструирован агрегат электролитического цинкования на Лысьвенском МЗ (производительностью первой очереди 75 тыс. т в год) для производства автомобильного оцинкованного листа.

    В апреле 2002 г. ОАО «Северсталь» и крупнейшая мировая сталелитейная компания Arcelor объявили о начале создания совместного предприятия по производству оцинкованного автолиста производительностью 400 тыс. т в год. А недавно, 19 июля 2002 года (ко Дню металлурга и 70-летию комбината), на ММК состоялся первый пуск агрегата непрерывного горячего алюмоцинкования, построенного в сотрудничестве с компанией "Danieli". Стоимость этого проекта составляет 126 миллионов долларов, а производительность – 500 тысяч тонн в год. Сейчас на агрегате еще продолжаются пусконаладочные работы, однако на август уже заказано 3 195 т оцинкованного металла.

    Все новые технологические линии цинкования построены на современном высокопроизводительном оборудовании, позволяющим производить качественную (по мировым стандартам) продукцию. Так например линия 6 листопрокатного цеха ММК позволяет перерабатывать прокат толщиной от 0,5 мм и наносить широкую гамму современных алюмоцинкосилициевых покрытий.

    Полностью российский спрос может быть закрыт отечественными производителями только по мере окончательного введения всех новых мощностей. Однако, с опережением, российские производители добились мощной государственной поддержки отрасли.

    Конфликтная ситуация вызвана тем, что с 1998 по 2002 год в 10 раз выросли поставки на российский рынок дешевого оцинкованного проката из Казахстана (Испат Кармет) и Украины (Мариупольский МК). Уже в феврале 2002 года ММК и «Северсталь» подали заявления в Министерство экономического развития и торговли РФ о необходимости введения пошлины на импорт оцинкованной стали из Казахстана и Украины для защиты национального рынка. В июле заявление было удовлетворено, а с 5 августа 2002 года вступило в силу. На 4 месяца введены пошлины на украинский оцинкованный прокат – 31,8 % от их таможенной стоимости, и на казахский – 36,9 %.

    Такое решение безусловно выгодно производителям, но его ценность для многих потребителей металла сомнительна. Так например члены Российской ассоциации металлоторговцев (РАМТ) еще 16 июля на открытом совещании обсудили эту ситуацию. По их мнению, введенные пошлины усугубят дефицит оцинковки на российском рынке (в августе до 30–40 тыс. т.) и создадут проблемы для предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в сфере переработки оцинкованной стали. Добавим от себя, что в этой ситуации гарантировано и дальнейшее повышение цен на российский оцинкованной прокат.

  • Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции